Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Пресс-тур по Павильону №66 провели на ВДНХ

Пресс-тур по Павильону №66 провели на ВДНХ. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Пресс-тур по Павильону №66 провели на ВДНХ. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Пресс-тур по Павильону №66 провели на ВДНХ. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Пресс-тур по Павильону №66 провели на ВДНХ. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Пресс-тур «О реставрационных работах в Павильоне №66 "Советская культура"» состоялся 28 апреля на Выставке достижений народного хозяйства. Выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан откроют для посетителей летом.

Перед объектом культурного наследия, в котором реставрационные работы подходят к концу, посетителей встретил Олег Шурыгин, главный архитектор проекта. Он проводит научные исследования и реставрацию. Отвечает за все принятые в проекте решения.

— Реставрацию начали еще в 2018 году. Основным условием было — восстановить павильон на период его постройки, на 1954 год. Перед нами стояли сложнейшие задачи, которые, как я считаю, успешно выполнены. Если фасад главного здания сохранился неплохо, то каскадные фонтаны мы восстановили с нуля. Они были утрачены полностью. Изюминка павильона – отреставрированная беседка-ротонда, — рассказал Олег Шурыгин.

Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Спикер поделился, что в момент начала реставрации, пристройка имела почти первоначальный общий вид. Сильные утраты она понесла в декоре и живописи. Частично был разрушил фонтан в ее центре. Специалистам удалось восстановить практически все элементы декора.

— Главной задачей стало приведение сооружения к первоначальному виду. В первую очередь мы занялись конструктивной безопасностью. Следующий этап – научная реставрация – анализ старинных фото, чертежей и документов. Дальше – элементы живописи. Мы восстановили и очистили изначальные цвета. Все элементы, которые вы видите, почти идентичны тем, что были в 1954 году. Утрата по декору составила практически 70 процентов. Мы восстановили все, — добавил главный архитектор.

Олег Шурыгин рассказал и о нынешнем состоянии работ. Сейчас реставрация достигла завершающего этапа. Подходят к концу работы по декору элементов, замене труб и восстановлению фонтанных механизмов. Докрашивается беседка, световой водный каскад украшается. По главному фасаду завершается весь спектр отделочных работ: конечные элементы, кровля, гранитные цоколи, закомары за колоннами, металлические элементы декора.

— Огромной помощью по восстановлению исторического облика здания для нас стали исторические фотографии. В архиве ВДНХ мы нашли чертежи и снимки по большинству элементов. Единственное, фотографии были черно-белыми, поэтому с изначальными цвета сравнить нельзя. Завершение работ планируется летом, — подвел итог Олег Шурыгин.

Он отметил, что высота постройки составила около 24 метра. «Уникальными» архитектор назвал такие элементы павильона, как внутренний световой стеклянный купол, отреставрированный интерьер высокой сохранности, несколько уровней потолочных карнизов. Площадь строения составила около 1200 квадратных метров.

Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Генеральный директор ООО «Инжстройпроект» Ольга Саратинян рассказала об элементах внутренней планировки, ходе реставрационных работ и дальнейших планах.

— В Павильоне № 66 один этаж и три зала. Центральный и боковые. Здесь планируется открыть арт-кафе, музей и художественную выставку, посвященную Узбекистану. При стройке особое внимание уделили боковым фонтанам. Их чаши были реконструированы практически с нуля. Элементы мозаики создали мастера из Узбекистана. Отдельная тема – живопись. Это поистине грандиозный реставрационный проект, — рассказала она.

В пресс-туре принял участие Александр Тарасов, заместитель генерального директора – руководитель Департамента капитального ремонта и строительства ВДНХ. Он уточнил моменты о внутреннем убранстве и начале реставрации.

— Проект по ремонтным работам по межправительственному соглашению передан узбекской стороне. Она продолжила реставрацию. Сейчас идут завершающие работы по фонтанной группе и беседке. Ротонда – доминанта всего ансамбля. У нее легкий, ажурный каркас, а в центре – фонтан. Внутри в отделке потолков и стен использовали резьбу, лепку и роспись восточных мотивов. Люстры сделали из бронзы. Они также приобрели легкие воздушные формы. Интерьер будет аутентичен первозданному. Двери воссоздали по историческим чертежам.

Спикер отметил, что обширные работы провели с живописью. В них вошло поочередное снятие покрытий, консервирование более старых слоев и их восстановление по эскизам. Специалисты практически точно повторили исходный рисунок.

Об истории Павильона №66 и его политическом значении рассказал куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.

— Изначально строение посвятили Узбекской Советской Социалистической Республике. Его возвели еще в 1939 году. Павильон имел ту же форму, но меньшую площадь. В 1954 году архитектор Стефан Полупанов расширил помещение и изменил его внешний вид. В новом культурном объекте слились традиционные мотивы Узбекистана и СССР. На входе вы даже можете заметить советские звезды в декоре. Расположение павильона не менее важно для нас. В Узбекистане обычно от солнца закрываются, однако эта постройка смотрит на Юг и Запад, что создает ощущение тепла и наполненности светом, — поделился Павел Нефедов.

Спикер рассказал, что ротонда – некая фантазия архитектора. Построек такого типа в южных странах нет. В 1957 Полупанов выпустил книгу «Архитектурные памятники Самарканда». В ней он представил те же узоры, что и на фасаде. На ВДНХ в то время создавалась эстетика, а потом она распространялась и в других странах.

— Прямых копий в декоре павильона нет, но общий вид воспринимается как нечто привычное для Азии. Смысл и истинное мастерство архитектора – настолько вдохновиться духом Юга и передать в работе, — добавил он.

В советской культуре внутри Павильона №66 рассказывали про радио, печать и другие элементы СССР. Смысловое наполнение Узбекистана было в то время не нужно. Поэтому росписи счистили и утратили. Специалисты нашли редкие фотоснимки дизайна живописи, о которых долгое время никто не вспоминал, и восстановили их.

Новости партнеров