Прикоснуться к птице феникс
В Государственном музее Востока установили тактильные копии экспонатов, позволяющие посетителям в буквальном смысле прикоснуться к важнейшим музейным артефактам. «МЦ» отправилась узнать, почему возникла такая идея и какие экспонаты гостям особенно хочется потрогать.
Всего в музее 9 тактильных копий из постоянной экспозиции, из них 5 находятся в открытом доступе — то есть предметы можно потрогать, а к 4 прикоснуться возможно только во время экскурсии. Доступные экспонаты находятся в залах Юго-Восточной Азии. Это индонезийский кинжал крис, маски традиционного театра ваянг-топенг с острова Ява, вьетнамская скульптура бодхисаттвы Куан-ам, декоративное лаковое блюдо со сценой из легенды о вьетнамском герое. А в зале Китая была установлена копия садовой скульптуры XIX века, изображающая птицу феникс.
Некоторые копии того же размера, что и оригинал, и изготовлены из аналогичных материалов. А некоторые — меньше, потому что сами оригиналы объемны. Так, вьетнамское блюдо занимает музейную витрину почти полностью. Копию того же размера просто негде было бы разместить. Тактильная копия в музее — тренд последнего времени. Главная задача копии — дать возможность слабовидящим людям изучить экспонаты. Для этого некоторые части копии специально выделяются. К примеру, на оригинале театральной маски глаза могут быть нарисованы краской. А на копии они выделены тактильной графикой — то есть линиями, которые можно потрогать.
Тактильные копии позволяют и обычным посетителям лучше познакомиться с экспонатами музея. Одно дело, когда скульптура стоит за стеклом и можно лишь представить, какая она на ощупь, исходя из краткого описания под ней. А другое — ощутить дерево или камень, из которого она сделана. Некоторые предметы можно подержать в руках. Один из самых популярных экспонатов в зале Индонезии — это кинжал крис, национальное оружие жителей Малайского архипелага. Считается, что он может летать по воздуху, самостоятельно находить и поражать врага. Особого интереса заслуживает волнообразное лезвие кинжала с узорами. Теперь взять оружие в руки и почувствовать себя индонезийским воином может каждый желающий. Елизавета Кабаева, специалист по просветительской работе музея, рассказывает, что для создания копий отбирались разноплановые экспонаты.
— Мы планируем вокруг каждого из них развернуть информационный блок, — поясняет она. — Например, хотим крис дополнить блоком про национальное оружие, а маски — про театр. Впоследствии это будет удобно использовать во время экскурсий.
Впрочем, к одному из самых масштабных экспонатов проекта — вьетнамскому блюду с изображением Ле Лоя — дополнительной информации не планируется. Легенда, послужившая основой для инкрустации, сама по себе увлекательна.
— Ле Лой — это вьетнамский герой, освободивший Вьетнам от китайских захватчиков, — говорит Елизавета. — Золотая черепаха дала ему кинжал и взамен взяла клятву, что как только он добьется своей цели, то возвратит кинжал ей. Сцена возвращения и изображена на блюде: герой плывет на «драконовой» лодке по озеру, а навстречу ему — Золотая черепаха.
Блюдо подарили музею вьетнамские ремесленники в 80-х годах прошлого века. Подобные блюда (но меньшего размера) обычно украшают богатые дома во Вьетнаме. Но Елизавета, проводя экскурсии детям, обычно всегда интригует, спрашивая у юных гостей, для чего создавалась такая огромная посуда.
— Как правило, все они отвечают одно и то же — для макарон! — смеется Елизавета. Вероятно, в понимании детей, макароны — единственный продукт, который можно съесть в таком количестве.
Особенности создания тактильной копии для музея
Повторяя полотно в рельефе, нежелательно перегружать его деталями. В обилии мелких штрихов легко запутаться, и изображение может оказаться нечитаемым. Но иногда мелочи могут быть критически важны для понимания образа, и в таких случаях музеи создают для одной картины несколько рельефных копий. Обычно первая копия представляет собой некую общую модель, которая передает композицию в целом. Другие же раскрывают детали картины. Иногда тактильные картины оставляют бесцветными. Но часто люди с остаточным зрением различают свет и цвет. Поэтому многие музеи выставляют либо рельефы из прозрачного пластика над цветным изображением, либо объемные изображения из цветных полимеров.
Помимо рельефной копии, музеи снабжают произведение тифлокомментарием. Так называют специальную аудиозапись, которая подробно рассказывает об объекте. Она описывает сюжет, цветовую гамму произведения и его особенности.