Принцесса гончарного круга
Студентка Академии Ильи Глазунова Елизавета Якубович уже несколько лет занимается керамикой. Девушка успешно совмещает хобби с учебой, ведет профильный блог и регулярно выставляет работы на ярмарках. О тонкостях работы с глиной, проблемах с печью и импортозамещении материалов она рассказала «МЦ».
Любовь к керамике у Елизаветы Якубович проснулась в Израиле несколько лет назад.
— Во время путешествия мы с родителями зашли в местный ресторан, и все блюда нам подавали в красивых тарелках ручной работы, — вспоминает девушка. — Так совпало, что в тот момент мы еще переезжали в новую квартиру. Вдохновившись этими тарелками, мы решили, что в новом доме вся посуда будет сделана нашими руками. В основном моими, потому что я всю сознательную жизнь занимаюсь искусством.
Елизавета с улыбкой вспоминает, как, насмотревшись видеоуроков в интернете, она было решила, что с первого раза сделает идеальную вазу.
— Считая и тогда, и сейчас себя человеком одаренным, я думала, что сразу сделаю что-то гениальное, — рассказывает она.
Но одно дело — представлять, и совсем другое — воплощать задуманное в жизнь. «Блины» выходили комом, причем один за другим.
Около недели девушка почти не спала и не ела.
— Я человек упертый, — говорит Елизавета, — и, пока цели не достигну, не успокоюсь. Спустя дней семь-восемь у меня наконец начали получаться неровные тарелочки и кружечки.
Мастерица любит открывать для себя новое.
Елизавета перепробовала разные материалы, но в основном работает с высокотемпературной глиной и глазурью.
— Глазурные изделия я обжигаю на температуре 1200 градусов, — говорит девушка. — Сейчас я остановилась на проверенных материалах, нашла соответствие глины и глазури, которые мне подходят по температуре и не конфликтуют друг с другом.
Елизавета поясняет, что в работе с керамикой есть сложность: после обжига изделие может треснуть, расколоться или покрыться мелкими пузырьками.
— Методом проб и ошибок, с огромным количеством слез я вывела для себя некую формулу, поняла, какая глина к какой глазури подходит и что с чем можно смешивать. Конечно, это не избавляет меня от неудач в керамике, и всегда, когда открываешь печь, бешено бьется сердце, потому что не знаешь, испортится работа или нет, — признается керамистка. — Но чем больше я работаю, тем меньше брака получаю.
Исчезновение многих заграничных марок — производителей глины Елизавету не пугает.
— Я позаботилась обо всем заранее и сделала хороший запас, — говорит девушка. — А еще выяснилось: то, что мне нужно, с российского рынка уходить не планирует. Но если это все же и произойдет, думаю, найти замену будет просто. Конечно, от привычного отказываться не хочется, но если придется — я буду готова на все сто процентов.
Идеи для дизайна Елизавета черпает из повседневной жизни: городские пейзажи, люди, птицы и животные.
— Вдохновляюсь окружающим меня миром, но упор делаю на насмотренность. Изучаю работы великих художников и мастеров. Нахожу музу в искусстве других людей.
Планов у юной керамистки много, и не только в гончарном деле.
— Хочу одновременно развиваться в керамике и не забывать про учебу, — делится она. — На втором курсе планирую углубленно изучать мультипликацию. Буду нанимать репетитора или посещать курсы. Сейчас я сама изучаю эту сферу, но лучший способ достичь результата — найти хорошего учителя и слушаться его беспрекословно.
Возможно, в будущем Елизавета пойдет на второе высшее и будет изучать режиссуру и мультипликацию. Кто знает, может, через несколько лет мы увидим первый анимационный фильм талантливой керамистки.