Игорь Молокоедов: Принцип воспитания — не навредить
11 марта в Москве прошел Фестиваль многодетных семей, посвященный Международному женскому дню. После праздника своими принципами воспитания детей с «МЦ» поделился директор Дома культуры «Стимул», многодетный отец Игорь Молокоедов.
В семье Молокоедовых трое детей: младшей дочери семь лет, старшей — 18, а сыну — 16. Многодетным отцом Игорь Владимирович стать не планировал. Но искренне убежден: раз так получилось, что есть дети, — слава богу! Хотя сам был единственным ребенком в семье.
— Хотелось бы больше, но к сожалению, времени на детей остается не так много из-за моей работы. Общаемся — пока с утра собираемся и едем в школу.
И вечером, как прихожу, кормлю их, младшей читаю сказку на ночь. Выходные, конечно, проводим вместе. Иногда привожу детей на мероприятия в Дом культуры «Стимул». Регулярно ходим по детским московским театрам. А вот вдвоем с женой, дай бог, трижды в год выбираемся.
Как вы считаете, предполагает ли воспитание такой элемент, как битье?
— Никогда не бью детей, даже не шлепаю. Дети слишком тяжело достаются, слишком долго их надо выхаживать. Если они начинают себя вести некрасиво, балуются, есть же святое место — угол. С мальчиками, я думаю, нельзя сюсюкаться: они должны понимать, что им нужно будет когда-нибудь отвечать за свою семью. Хотя излишняя строгость тоже не пойдет на пользу. А вот девочку стоит окружить лаской, ей же еще замуж выходить.
Сейчас многие родители, чтобы облегчить жизнь детям, делают за них уроки...
— Я не могу сказать, как мотивировать ребенка учиться. Это зависит от него самого: кто-то больше любит поиграть, кто-то более прилежный.
Мои старшие дети сами как-то мотивировались. Они понимали, что для нас это важно. И со временем поняли, что для них это важно тоже.
В любом случае до определенного возраста дети смотрят на отношение родителей. Если ребенок видит, что для родителей или для тех, кто для него является авторитетом, учеба — это ценность, то и сам начинает серьезно относиться к школе.
За детей бессмысленно делать уроки. Зачем тогда вообще учиться? С младшей дочкой пока надо сидеть, она отвлекается. А сын со второго класса организовался сам. Только иногда просил помочь или что-то объяснить.
Нужно ли помогать ребенку в выборе своего хобби?
— До определенного возраста успехи ребенка в основном идут в заслугу родителям. Во всяком случае я иногда такое наблюдаю. Конечно, можно отправить малыша туда, куда он не хочет. Можно даже заставить поучиться там какое-то время. Но какой от этого будет эффект? Существуют какието вещи, которые детям очень важны. Например, физическая активность. Для девочек это хореография, гимнастика, для мальчиков — плавание. Этим можно заниматься лет до пятнадцати-шестнадцати, а дальше уже пусть ребенок выбирает сам себе занятие по душе, пробует, накапливает опыт. Родителям просто нужно быть более внимательными и постараться развить у ребенка то, что лучше всего у него получается, и то, что ему нравится. Так что главный принцип в воспитании — не навреди.
Часто, когда ребенку не нравится заниматься тем, куда его отправили родители, это просто проблема плохого педагога.
К хорошему преподавателю дети рвутся на занятия. Некоторые родители даже грозят им: «Будешь себя плохо вести, не пойдешь на гимнастику».
СПРАВКА
Игорь Владимирович Молокоедов родился 24 августа 1960 года в Севастополе. До 24 лет жил в Ленинграде, учился в Ленинградском технологическом институте холодильной промышленности на факультете криогенной техники. Работал на балашихинском предприятии «Криогенмаш», в Российской академии наук, Музее-заповеднике «Коломенское». С 2014 года возглавляет ДК «Стимул» в Таганском районе.
ЗА
ИГОРЬ ТУЗОВ, общественный советник главы управы Таганского района:
- Дети должны лазать по деревьям, играть в футбол, набивать шишки, драться... Потому что это и есть жизнь. И обязательно нужны спортивные секции, где учат единоборствам. Потому что спорт формирует личность.Человек становится самоорганизованным, да еще и сбрасывает внутреннюю агрессию. Если мальчик, подросток, регулярно выходят на ринг, татами, борцовский ковер, то вряд ли они будут чаще драться в школе — потому что внутреннюю энергию выплеснут в спорте.
Мое детство пришлось на 1960–1970-е годы. Мы не сидели дома! Я, например, умудрялся посещать три-четыре секции одновременно, и на все хватало времени. А многие нынешние подростки, выйдя из школы, тут же бредут домой, где утыкаются в компьютер, и пропадают там часами в социальных сетях или играя. Кем они вырастут? Способны ли они в будущем стать активными пробивными людьми, в которых так нуждается общество? Лично у меня большие сомнения...
Поэтому — спорт, кружки, игры на свежем воздухе — все это должно родителями всячески поощряться. Чтобы не выросли «комнатные растения».
ПРОТИВ
ТАМАРА ГРОЗДЕНОКО, директор ГБОУ «Школа №498»:
- Мы все хотим, чтобы дети хорошо учились, и даже пытаемся их мотивировать. Некоторые родители за каждую хорошую оценку платят. Я не считаю, что это правильно. Мотивация должна быть тоньше и затрагивать эмоциональную сферу. Помню одного ученика — он очень хотел модные тогда ботинки на толстой подошве. А учился очень средне, потому что не хватало способностей.Родители поставили условие: ботинки купим, но окончи четверть без троек. Парню, поверьте, было очень непросто.Но он окончил, родители купили ботинки, и счастью не было предела!
Еще один действенный способ мотивации — хвалить за каждую хорошую оценку. Говорить: ох какой ты молодец! Да ты у меня самый умный! Разумеется, такая эмоциональная и, главное, искренняя оценка повышает чувство собственной значимости ребенка, и он будет делать все возможное, чтобы получить ее еще раз. К тому же искренние похвалы всегда улучшают взаимоотношения детей и родителей, и помогают пережить трудный возраст. Так что хвалите детей, есть вещи поважнее денег.