Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Приоритет — экология

Избирательный штаб. Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
8 августа 2018 года. Сергей Собянин (справа) и глава его штаба Константин Ремчуков (слева). Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
8 августа 2018 года. Сергей Собянин (справа) и глава его штаба Константин Ремчуков (слева). Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
8 августа 2018 года. Сергей Собянин (справа) и глава его штаба Константин Ремчуков (слева). Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Чистый воздух, зеленые улицы, отсутствие промышленных зон и вредных предприятий — для всех мегаполисов это довольно футуристическое описание. В каждом большом городе есть проблемы, связанные с экологией.

 Вопрос лишь в том, какие меры принимать, чтобы решить эти проблемы. На прошлой неделе кандидат на пост мэра Москвы Сергей Собянин в предвыборном штабе встретился с экспертами в области экологии, чтобы обсудить дальнейшие пути решения. По словам Сергея Собянина, все большие города изначально имеют проблемы, связанные с экологией.

— Решение этой проблемы непростое, особенно когда с каждым годом увеличивается количество машин на наших улицах, — сказал он. — За последние семь лет количество автомобилей в столице выросло на миллион, достигнув 4,5 миллиона.

Собянин отметил, что значительное количество предприятий, которые раньше создавали проблемы, сегодня не функционируют, но сложности еще есть.

— Есть проблемы, связанные с отходами, озеленением, все эти направления очень важны для экологии, — добавил он.

«Плохой» бензин запрещен

Столица стала первым регионом в России, который запретил реализацию на заправках моторного топлива низкого класса. В 2013 году здесь был введен запрет на реализацию топлива стандарта ниже «Евро-4», а спустя три года и ниже «Ев ро-5».

В городе постепенно разворачивается сеть газовых заправок.

Отметим, что газомоторное топливо по своим экологическим характеристикам соответству  ет топливу класса «Евро-5» и «Евро-6». Кроме того, последовательно введены ограничения на въезд и передвижение неэкологичного коммерческого автотранспорта. По словам председателя правления Ассоциации «ТАМА» Норайра Блудяна, требования, которые были введены 3,5 года назад, произвели революцию в транспортной системе города.

Москвичам предлагают отказаться от личного авто в пользу экологичного общественного транспорта. Скоро в городе появятся электробусы, такие как «Пионер». Фото: официальный сайт мэра Москвы
Москвичам предлагают отказаться от личного авто в пользу экологичного общественного транспорта. Скоро в городе появятся электробусы, такие как «Пионер». Фото: официальный сайт мэра Москвы

— Мы получили порядка двух тысяч новых автобусов эко логического класса не ниже «Евро-4», — рассказал он. — Каршеринг, электротранспорт имеют прямую связь с экологией.

Значительный вклад в уменьшение выбросов и загрязнений вносит развитие экологически чистого рельсового транспорта — например, метро: с 2011 года в Москве построены 64 новые станции. Роль электротранспорта отметил и директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

— Один автомобиль — это около 120 килограммов выбросов в год, поэтому эффект от метро, Московского центрального кольца и в будущем от Московских центральных диаметров существенный, — пояснил эксперт, добавив, что основной тренд сейчас — электромобили.

Трофименко привел в пример зарубежный опыт поддержки покупателей этого вида транспорта. Сергей Собянин пояснил, что сейчас электротранспорт не очень популярен из-за высокой стоимости и малой эффективности аккумуляторов.

— Но, думаю, в ближайшие пять лет ситуация изменится, — сказал он. — Мы уже заключили контракт на поставку 200 электробусов, а к 2021 году планируем закупать только их, полностью отказавшись от закупки транспорта на дизельном топливе.

Кандидат добавил, что развитие общественного транспорта, особенно электрического, снижает количество машин на наших улицах и положительно влияет на экологию.

Реконструкция заводов

Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) для тех, кто живет на юге Москвы, долгое время был малоприятным соседством. Стоит отметить, что с 2011 года МНПЗ претерпел серьезные изменения. По словам главного эколога завода Юрия Ерохина, предприятие понимает свою ответственность не только за выпуск моторного топлива высочайшего экологического класса, но и за экологию.

— Сейчас мы ставим задачи не только минимизации воздействия предприятия на экологию города, но и на выпуск соответствующей продукции, — сказал он.

Ерохин отметил, что есть два основных направления работы, которую ведет завод в рамках реконструкции. Это обеспечение выпуска топлива класса «Евро-5» и открытие экологических очистных сооружений.

— Кроме того, за последние полгода мы сократили потребление воды из Москвы-реки  более чем на полтора миллиона тонн и продолжим минимизировать его, — рассказал он.

Одним из ключевых моментов этого года для МНПЗ станет пуск огромной комбинированной установки «Европлюс».

— Только она одна заменит работу целых шести установок, которые были построены еще в 1950–1960-е годы, — пояснил Ерохин. — Ее строительство обеспечит большое снижение, по крайней мере на полторы тысячи тонн, выбросов, и удельное потребление энергии снизится на 11 процентов.

Стоит отметить, что новая современная установка позволит высвободить 15 процентов площадей. В результате завод не только повысит уровень промышленной и экологической безопасности, но и увеличит объем нефтепереработки.

Кстати, уже традицией стали еженедельные посещения завода активными жителями, общественными организациями.

Сергей Собянин рассказал, что город уделяет особое внимание МНПЗ, чтобы люди, живущие в соседних с ним домах и районах, чувствовали себя с экологической точки зрения не в ущербе.

Стать воздуху чище помогают и новые деревья. 7 июня 2018 года. Николь Черных любит гулять в парке у Новодевичьего монастыря. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Стать воздуху чище помогают и новые деревья. 7 июня 2018 года. Николь Черных любит гулять в парке у Новодевичьего монастыря. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Строительство по новым стандартам

В 2015 году правительство Москвы утвердило новые требования к жилым домам, строящимся за счет бюджета.

Дома, строящиеся в рамках программы реновации, тоже будут соответствовать классу энергоэффективности «В», потребляя на 50 процентов меньше энергии на метр площади по сравнению со сносимыми пятиэтажкам.

Сергей Собянин отметил, что зеленые технологии в области жилищного строительства и многофункциональная застройка жилых районов — это не только требование городских властей.

— Это требование самих потребителей. Дом, в котором на первом этаже нет никаких услуг, фитнес-центра, небольшого магазинчика, дом, который  должным образом не благоустроен, рядом с которым нет школы, детского сада, культурного центра, менее продаваем, — рассказал кандидат. — Конкуренция на рынке диктует создание многофункциональных центров, где были бы рабочие и места для отдыха, занятий спортом.

Сергей Собянин считает, что эту тенденцию надо поддерживать, несмотря на экономические катаклизмы.

Кандидат на пост мэра Москвы добавил, что новые дома, которые строятся сегодня, более комфортные и надежнее с точки зрения теплоизоляции по сравнению с панельными пятиэтажками. Именно поэтому, считает Собянин, очень важно сегодня строить в Москве дома, которые будут стоять сотню лет.

— Они должны быть энергоэффективными, работать на снижение потребления тепла, электроэнергии, все технологии в них «заточены» на это. Мы приняли такое постановление, — пояснил он.

Уже сейчас можно взять авто в аренду, как это сделал Артур Перцхалава. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Уже сейчас можно взять авто в аренду, как это сделал Артур Перцхалава. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Снижение энергопотребления

Энергетика, конечно, не так сильно загрязняет окружающую среду, но все же неблагоприятно влияет на нее. Именно поэтому столичные власти уделяют внимание не только транспорту, но и этой отрасли. Например, уже долгие годы московские ТЭЦ не используют уголь и мазут, из эксплуатации выводятся неэффективные котельные. На этом городское правительство останавливаться не планирует. Уже сейчас Мосэнерго разрабатывает новую программу реконструкции, которая позволит вывести из эксплуатации значительную часть устаревшего оборудования.

Начальник Службы экологии ПАО «Мосэнерго» Петр Бублей отметил, что начиная с 1990-х годов они реализовали сокращение выбросов оксида азота в четыре раза. Кроме того, построено семь блоков парогазовых установок.

— Это современная высокоэффективная технология, которая превосходит паросиловые тех нологии на 40 процентов, — пояснил Бублей. — КПД от парогенераторных установок составляет до 59 процентов.

Таким образом, на 30 процентов выше КПД, значит, на 30 процентов меньше сжигается топлива и на столько же сокращаются выбросы.

По словам председателя комиссии по экологии ОП Евгения Гашо, на резерв нашей тепловой мощности можно отопить Санкт-Петербург.

— При этом эффективность нашей энергосистемы выросла практически в полтора раза, — отметил он.

Чистый воздух и вода

Еще одной важной темой обсуждения стало качество воды и анализ атмосферного воздуха. Как сообщила глава Роспотребнадзора Елена Андреева, ведомство зафиксировало снижение вредных веществ в воздухе на 30–35 процентов. Таких показателей удалось достичь благодаря реконструкции заводов, разгрузке транспортных магистралей и переходу на топливо более высокого класса. Говоря о качестве воды, она подчеркнула, что благодаря высоким степеням очистки вода стала значительно лучше.

— Мы везде и на всех уровнях говорим о том, что сегодня московскую воду можно пить, потому что уровень и степень очистки подтверждается результатами лабораторных исследований, и микробиологические, и физико-химические показатели, и показатели паразитологии — снижение идет по всем блокам. Водопроводная вода в Москве абсолютно безопасна и отвечает всем стандартам, — заключила она.

Юрий Соломонов, академик РАН, доктор технических наук, профессор, генеральный конструктор АО «Корпорация «Мос ковский институт теплотехники», заведующий кафедрой «Защита информации» МГТУ имени Баумана считает, что те усилия, которые приложил город для повышения качества воды в Москве-реке дали свои результаты.

— Можно говорить, что вода в Москве-реке стала лучше, чем в Шпрее. Экологическая ситуация в Москве-реке кардинально улучшилась вплоть до Оки, — заявил Юрий Соломонов.

НА ЗАМЕТКУ 

■ Улучшение дорожной ситуации — тоже прямой вклад в экологию.

С 2010 года загрузка дорог в Москве снизилась на 25 процентов. Машины меньше стоят в пробках — а значит, сокращаются выбросы в атмосферу.

■ Правительство Москвы создало стимулы для бюджетного сектора экономить ТЭР и воду. Вся экономия направляется на повышение оплаты труда работников.

 

ДОСТИЖЕНИЯ 

В сфере экологии городские власти делают многое и достигают хороших результатов. Приводим несколько важных изменений.

550 парковых и других территорий благоустроено за последние семь лет. Всего высажено 523 тысячи деревьев и кустарников разных сортов.

 60 процентов автопарка — машины экологически чистых классов «Евро-4» и «Евро-5».

30 процентов — именно настолько в среднем стало меньше в московском воздухе оксида углерода за последние годы.

64 новые станции метро были построены в столице с 2011 года. Число тех, кто оплачивает проезд в транспорте, выросло на 64 процента.

 

Новости партнеров