Приручил куранты Спасской башни
Житель Таганского района восстановил несколько сотен уникальных часов и заводных механизмов
Игорь Семенович Григорьев — один из ведущих специалистов страны по реставрации антикварных часов и заводных механизмов. Он проектировал и изготовлял сложные устройства на правительственных объектах в Форосе и Сочи, в здании Государственной думы, а также участвовал в восстановлении часов Московского Кремля и Третьяковской галереи.
Интересоваться заводными механизмами Игорь Семенович начал еще ребенком, сейчас передо мной — пожилой человек с седыми волосами, россыпью морщинок в уголках глаз и очках в тонкой оправе. Упавшее зрение — результат работы с мелкими деталями сложных механизмов.
— У моего деда были карманные серебряные часы «Мозер» XIX века, — вспоминает Григорьев. — Они меня притягивали, как магнит! Я их собирал и разбирал по несколько раз в месяц.
Став старше, увлекся антикварными часами.
— Мне хотелось узнать об их устройстве как можно больше, — рассказывает часовщик. — Я начал заниматься самообразованием, собирал книги, где мог почерпнуть полезную информацию. В результате сейчас у меня дома — огромная библиотека.
Постепенно Григорьев занялся ремонтом часов друзей и близких. Но это было, скорее, хобби. В то время он учился в Московском экономико-статистическом институте по специальности «Инженер-экономист».
После окончания вуза Игорь Семенович работал техником звукозаписи в киностудии имени Горького, электроосветителем в Московском театре юного зрителя, начальником вычислительного центра при Главном архитектурном управлении Москвы «Моспроект-1».
— Кстати, когда я возглавлял этот вычислительный центр, нашему отделу пришлось заниматься решением одной очень интересной технической задачи, — рассказывает часовщик.
В то время президентом Российской Федерации был Борис Ельцин, который, как известно, увлекался теннисом. В Сочи находились теннисные корты, где он часто тренировался. Во время одной их таких поездок забарахлил механизм автоматической крыши на каком-то объекте.
— Мне и моим коллегам пришлось срочно выезжать на место и устранять неполадку, — Григорьев пожимает плечами. — Дело-то было государственной важности...
Вскоре, как он говорит, судьба свела его с реставраторами Политехнического музея. Игорь Семенович устроился туда часовщиком и работает до сих пор.
Для мастера реставрация — это творческий процесс, который может растянуться на несколько дней, а может — и несколько месяцев.
— Мои инструменты, прежде всего микроскоп, часовые станки, специальные сверла и отвертки, — признаться, их так много, что глаза разбегаются. — Главные материалы — часовое масло и растворы для промывки механизма.
За десятки лет часовщик отреставрировал большое количество механизмов. Многие стираются из памяти, но вот о курантах на Спасской башне забыть невозможно.
— Это случилось после распада Советского Союза, — поясняет Игорь Семенович. — Я по-прежнему руководил вычислительным центром «Моспроект-1», когда перед отделом поставили новую цель — разработать устройство, позволяющее поднимать гири часов на Спасской башне не вручную, а механически.
Часы поразили Григорьева.
Они были старые, но очень мощные, с большим количеством мелких деталей.
— Мне приходилось подолгу оставаться на Спасской башни, — с ностальгией вспоминает мастер. — Впечатления были незабываемые. Казалось, я прикоснулся руками к самой истории.