Присаживайтесь, я вас зашифрую
В столице при поддержке Музея Москвы прошел арт-фестиваль ArtSpace-Hopping. В рамках праздника открылась выставка Кати Жилиной Mindscapes — «Ментальные пейзажи». Посетители смогли пообщаться с художницей, вблизи рассмотреть работы и получить портрет на память.
В доме на Зубовском бульваре, где и расположилась выставка Кати Жилиной, выстроилась очередь.
— Я получила высшее образование, строила жизнь обычного человека, а потом увлеклась творчеством, — смеется Катя. — Прошла учебу в «Британке» на иллюстратора, но в ходе обучения начала понимать, что это не совсем мое. Мне больше по душе живопись, а не иллюстрация.
Параллельно с рассказом о себе девушка заканчивает портрет посетительницы. И хоть Катя считает, что многозадачность не ее конек, она продолжает:
— В процессе разработки дипломной работы меня привлекла нелинейная перспектива. Это когда на бумаге нарушаются законы перспективы, и таким образом на одной картине может быть изображено сразу несколько событий. Я стала пробовать, так и получилась серия Mindscapes.
Концепцию коллекции Катя Жилина описывает так:
— Я пыталась создать свои шифр, язык. Мне было интересно, можно ли образы из жизни, которые трогают и цепляют, перенести в персонажей картин и в этот шифр. По отдельности каждого героя можно и не понять, а все вместе они имеют единую или единые композиции.
И хотя это новый виток в искусстве, Катя не дает своему авторскому стилю названия.
— Даже в голову не приходила мысль об этом, — скромно пожимает плечами девушка. Закончив с очередным портретом, Катя сразу же зовет следующего желающего, и, пока модель прихорашивается, художница натачивает ножом карандаши. Положив перед собой чистый лист бумаги, Катя мельком глядит на подсевшую девушку, после чего начинает искать определенные цветные карандаши. Выбор пал на коричневый, розовый, синий, желтый и бирюзовый. Еще раз посмотрев на модель, художница начинает творить. Меняется даже взгляд. Он становится более сосредоточенным, в глазах появляются искорки художественного азарта, а зрачки становятся все темнее.
Катя очерчивает овал лица, намечает глаза, нос и губы, начинает прорабатывать тени и в творческом порыве хватается то за один, то за другой цвет. Кто-то в толпе умничает:
— А вот я в видеоуроках видел, что кожу нельзя раскрашивать розовым цветом.
Катя смеется и в шутку пытается сломать карандаш об колено:
— Ну все, выбрасываем и начинаем заново.
Спустя 10 минут портрет готов, но художнице так и хочется добавить еще пару штрихов. Воскликнув: «Нет, пора остановиться!» — Катя отбрасывает карандаш в сторону и вручает портрет модели.
— Вообще, портреты воображаемых людей рисовать проще, — говорит девушка. — Нет обязательств, и не боишься, что получится непохоже. Портрет для меня — сложный жанр, потому что надо учитывать и внешние особенности, и падающий свет, и сложную внутреннюю логику лица. За отправную точку беру некую пластическую ситуацию на лице, а потом достраиваю ее так, как могу.
Разница между работой карандашом и маслом, по словам художницы, колоссальная.
— Портрет с живого человека — это синтез, работают и голова, и руки. Если правильно обращаться с карандашом, то можно бесконечно наносить друг на друга слои и получать сложные цвета, подбирать тон. Для создания контраста и жестких форм я делаю резкие движения. А мягкие движения карандаш передает очень пластично. Объем получается как раз из сочетания жесткости и пружинистости.
Пока Катя готовит инструменты для следующего портрета, перед ней уже появляется новая модель. Снова меняется взгляд художницы, снова летают руки над бумагой, и на поверхности из хаотичных движений появляются очертания губ в легкой улыбке и глаза с легким хитрым прищуром.