Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Пробуждение: монологи о нас

19 февраля. Режиссер фильма «Пробуждение» Георгий Долмазян Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 февраля. Режиссер фильма «Пробуждение» Георгий Долмазян Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 февраля. Режиссер фильма «Пробуждение» Георгий Долмазян Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 февраля. Режиссер фильма «Пробуждение» Георгий Долмазян Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В театре «Мост» прошел закрытый показ фильма Георгия Долмазяна «Пробуждение». Формат, впрочем, не означал секретности, «закрытость» предполагала иное — скорее доверие, доверительность. Просто уж очень дорог Георгию этот его проект. В марте он выйдет на широкие экраны.

Фильм в релизе классифицировали как «экзистенциальное роудмуви», то есть буквально как «фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге».

Как все начиналось

 На деле это и так, и не совсем так: само путешествие — лишь одна из линий картины и, в общем, лишь внешний ее признак. На самом деле это в полном смысле философское полотно, сотканное из множества нитей, которые режиссер вытягивает из канвы сюжета и отдает в руки зрителям. И в итоге глубина восприятия картины зависит не только от работы режиссера или оператора. Для восприятия фильма зритель — едва ли не самая важная «деталь», поскольку каждый кадр так или иначе обращен к душе смотрящего, то и увидите вы на экране ровно столько, сколько сможет там «увидеть» ваша душа — готовая к восприятию чужой боли или нет, испытывающая сострадание или не знающая его, умеющая восторгаться чужой силой или равнодушная. В целом этот фильм — тест на человечность, отзывчивость, соучастие. И с этой задачей режиссер Георгий Долмазян справился на все 100 процентов. Редкий случай — фильм нельзя испортить спойлерами, поскольку его нельзя пересказать. Да-да, представьте: некоторые моменты картины при попытке как-либо транслировать их теряют свой смысл и «приземляются». Это нужно видеть! И тогда все обретает особые смыслы, становится не просто понятным, а принятым и переработанным душой. Итак, кратко о сути картины. Ее идея родилась и неожиданно, и закономерно. Однажды Георгий Долмазян и участники хора Сретенского монастыря, обсуждая совместные планы, затронули тему событий на Донбассе. Оказалось, что она владеет душой каждого, и очень хочется на нее отозваться, однако есть одно «но», которое останавливает. Да, все мечтали сделать это, но только очень честно и тонко, так, чтобы это ни в коем случае не воспринималось как пиар, дешевая попытка «сыграть на теме» или, как сейчас говорят, «войти в ту дверь». Но ответа на вопрос, как сделать это, ни у кого — до поры — не было.

— Нас, конечно, волновал вопрос: а каким может быть сегодняшнее художественное произведение на тему событий на Донбассе. Спектакль, песню или кино о Великой Отечественной или Первой мировой создать намного проще: эти события отдалены от нас во времени, что дает больше творческой свободы, — рассуждал, вспоминая начало истории Георгий Долмазян. — И как-то мы, все вместе, нашли вот такое решение — сделать документальный фильм в жанре экзистенциального роудмуви, кино от первого лица: моего как режиссера и участников хора. Очевидно, выбор формата оказался удачным и точным, потому что, узнав об этом проекте, Сергей Полунин и Владимир Александрович Стеклов к нему тут же присоединились.

Все дороги ведут туда...

Перед показом картины Георгий Долмазян не скрывал волнения. Презентация картины проходила в родном для него театре «Мост», где сами стены, кажется, помогали обрести уверенность, ведь он не раз ставил тут спектакли, но кинопроект для Георгия оказался настолько важным и знаковым, что он нервничал больше, чем перед любой из театральных премьер. Итак, сама по себе задумка не так уж и сложна: участники проекта едут на Донбасс. Их ведут туда разные цели: народного артиста России Владимира Стеклова ждут в школе дети, теперь имеющие возможность изучать русский язык, Сергей Полунин, великий танцовщик, родившийся в Херсоне, репетирует очередной сложный номер, но нуждается в поддержке и силах родной земли и «улетает» в свое детство, в котором сценой для него было поле у родного дома. Ему, покорившему, кажется, уже все сцены мира, там, в светлых детских воспоминаниях, удается напитаться силами и вдохновением. Ну а участники хора Сретенского монастыря — уникальные артисты уникального коллектива с многовековой историей — именно там исполняют песню «Родина», потрясающую силой и проникновенностью. И именно тут, на земле, которая отстаивает свое право жить свободно и счастливо, и слова, и музыка композиции звучат просто ошеломляюще.

Люди и судьбы

 Все перечисленное — это те самые ниточки сюжета. Канва его — обычные люди, появляющиеся в кадре. Люди, что живут на Донбассе и не хотят уезжать. Тут они встретили любовь, тут рождались их дети, тут были уже горькие потери. Тут течет их жизнь — с суетой, закручиванием банок на зиму, воспоминаниями о родителях, а фоном звучит канонада «Града»...

— Мы несколько раз пугались до смерти, — вспоминал Георгий Долмазян. — Снимаем, рядом что-то бахает, а они даже не вздрагивают! Это потрясающие люди и потрясающая земля.

Зал приветствовал и Викторию Степанову — исполнительного продюсера картины, жительницу Донецка. Во время просмотра слез она сдержать не могла...

— Вы видите, как Сретенский хор идет по полю, — рассказывал Георгий. — А перед ним по нему прошли саперы. И вообще, где колосьев на поле нет — там мины... И я, армянин, хотел донести своим проектом до всех главную мысль: это великое счастье и право — иметь возможность сказать: «Я — русский».

И я не сторонник того, что искусство должно заставлять когото куда-то смотреть, но оно открывает дверь в коридор, куда можно войти и увидеть много разного. Это не политический фильм, это монологи о людях, монологи о нас.

НА ЗАМЕТКУ

В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Он выступал более чем в 45 странах на четырех континентах, в известнейших залах мира.

Новости партнеров