Продовольствие на колесах
Более половины доходов москвичи тратят на еду. Помимо магазинов, в городе появляются и автолавки. В правилах размещения магазинов на колесах разбиралась корреспондент «МЦ»
В ходе аукционов город предлагает разместить автолавки там, где не хватает магазинов шаговой доступности. В центре немало супермаркетов и сетевых объектов, однако магазинов экономкласса рядом с домом, увы, не хватает.
Предприниматели выражают готовность предложить свежую продукцию жителям, да и горожане будут рады купить без наценки овощи, фрукты или мясо. Ведь российскую продукцию в автолавках можно купить дешевле, чем в обычных магазинах. Но для предпринимателей, решивших заняться таким бизнесом, существует ряд ограничений, как, например, им нельзя торговать на тротуарах шириной менее двух метров и на платных парковках.
Поэтому встает вопрос — кто, как и когда будет контролировать, соблюдение этих правил.
— К тому же автолавки должнприезжать со своей продукцией ежедневно, а на ночь уезжать, — отмечает вице-президент «ОПОРЫ России» Владлен Максимов.
И все же, уверены эксперты, автолавки — важный шаг в развитии столичной мобильной торговли.
— Есть все основания полагать, что в скором будущем в Москве сформируется новый сегмент малого бизнеса, а предприниматели будут достаточно охотно торговать фермерскими продуктами через автолавки. Такая идея придется по вкусу и самим покупателям, — уверена Анастасия Колесникова, эксперт в области мобильной торговли.
К слову, попробовать себя в роли предпринимателя может каждый, кто готов приобрести фургон, это — основное требование. К тому же, у данных объектов, как правило, выгодное расположение. Автолавки устанавливают в районах жилой застройки, около домов первой линии и вблизи станций метро.
Аукционы проводятся в электронной форме — Первые шесть аукционов по реализации права на размещение новых объектов мобильной торговли на улицах города планируется провести в начале апреля, — говорит Геннадий Дегтев, руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы. — Торги будут идти за размер ежемесячного платежа.
Стартовая цена — от 30 до 37,5 тысячи рублей. Внешний вид автолавок разработан специалистами Москомархитектуры.
Если эксперимент окажется удачным, городские власти продолжат его. Помимо автолавок весной в Москве открываются и фудтраки, торгующие готовой едой. В основном они встречаются в парках, где проходимость потенциальных покупателей достаточно большая, а ответственность за размещение таких нестационарных объектов лежит на плечах пригласившей стороны. Как правило, в фудтраках продают кофе, сэндвичи и другие продукты.
МНЕНИЯ
Нужны ли автолавки в центре столицы? Могут ли они, по мнению жителей центра, обеспечить их недорогой и качественной продукцией?
Андрей Востриков, главный редактор газеты "Вестник района Замоскворечье", житель центра:
- Магазинов в Центральном округе действительно мало. И есть места, где могли бы появиться автолавки — к примеру, на Космодамианской набережной. Я уверен, что на продовольственном рынке столицы не должно быть монополистов. Хорошо, когда есть разные форматы торговли: большие магазины и небольшие лавки, где можно выбрать разные продукты. И безусловный плюс автолавок — они быстрее появятся там, где не хватает сетевых структур.
Ольга Круглова, директор школы №1259, жительница центра:
- Я, как жительница района Замоскворечье, отношусь положительно к идее автолавок. У нас в районе мало магазинов с доступными ценами. Знаю, что этот вопрос актуален и в других районах. Было бы прекрасно, если бы у нас появилась возможность недалеко от дома по низкой цене приобретать товары хорошего качества, например фермерскую продукцию. Но власти города должны подготовить для этого площадки, учесть транспортную ситуацию, осуществлять проверку продукции.