Опрос

День работника органов безопасности Российской Федерации отмечается 20 декабря. Знаете ли Вы, в каком году здание на Большой Лубянке отдали в ведомство органов безопасности?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

«Профессия для души»: командир самого большого вертолета в мире рассказал о небе, ответственности и жизненных принципах

Фото: пресс-служба ГОЧСиПБ

Фото: пресс-служба ГОЧСиПБ

Во вторую субботу декабря в России отмечается День вертолетчика. Вертолеты Московского авиационного центра давно стали незаменимыми помощниками в многомиллионной Москве.

Сегодня в Московском авиацентре находится самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет Ми-26Т, вертолеты среднего класса Ка-32, многоцелевые ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. За годы работы столичные пилоты приобрели большой опыт и сегодня владеют самыми современными авиационно-спасательными технологиями: работают с системами пожаротушения для ликвидации ландшафтных и точечных пожаров в природной среде и в условиях мегаполиса, управляют гидравлическим захватом «ГРАПЛ» для разбора завалов, транспортируют большие грузы на внешней подвеске воздушного судна, освоили вертолетный опрыскиватель ВОП-3 для ликвидации разлива нефтепродуктов.

За штурвалом каждой винтокрылой машины находится человек, чей профессионализм, хладнокровие и преданность делу обеспечивают успех каждой миссии. В преддверии праздника мы пообщались со специалистом, чья жизнь неразрывно связана с небом — командиром-инструктором воздушного судна Ми-26 Московского авиационного центра Артуром Шелешковым.

Артур один из самых опытных пилотов центра, посвятивший авиации более 40 лет. За высокий профессионализм и преданность своему делу пилот награжден рядом государственных наград. За боевые заслуги, проявленное мужество и отвагу в мирное время — медалью «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», за активное участие в тушении лесных пожаров в Рязанской области в 2022 году — благодарностью Мэра Москвы. Также Артур Шелешков занесен на Доску почета Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.

Путь специалиста в небо начался еще в советские годы, когда учитель начальной военной подготовки в школе, фронтовик, зародил в сердцах мальчишек мечту о службе Родине.

«Он рассказывал нам интересные истории со времен Великой Отечественной войны, мы вместе ездили на военные сборы и соревновались. Многие из нашего класса были нацелены продолжить после школы именно военную службу, а у меня мечта была — стать летчиком-истребителем», — вспоминает Артур.

Однако судьба распорядилась иначе. Поддавшись на уговоры одноклассников, Артур отправил документы в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Так начался его долгий и славный путь в вертолетной авиации.

«Главное воспоминание? Конечно, первый самостоятельный полет. Это непередаваемые ощущения. Инструктор и техник выходят, ты остаешься один на один с вертолетом. Ответственность огромная — не подвести никого и, прежде всего, себя. А потом — законная гордость. Письмо домой сразу написал: «Вылетел самостоятельно!»» — с теплой улыбкой говорит пилот о годах учебы.

После училища молодой лейтенант попал в Закавказский военный округ, в город Телави. Именно там произошла судьбоносная встреча с вертолетом Ми-26, который на всю жизнь определил его профессиональную судьбу.

«Мне повезло с коллегами, они многое позволяли делать самостоятельно. Благодаря этому я показывал хорошую технику пилотирования. И командир полка, посмотрев на меня, сказал: «Его надо командиром ставить». Так, в 23 года я, лейтенант, был назначен командиром эскадрильи Ми-26. Меня потом подкалывали — «самый молодой командир самого большого вертолета в Варшавском договоре»», — рассказывает Шелешков.

Это был уникальный случай в транспортной авиации, где вторые пилоты годами ждут перехода в командиры. Артуру помогли не только природный талант, но и великие учителя, которых он вспоминает с неизменной благодарностью.

«Люди отдавали себя для того, чтобы я стал летчиком. Я всех своих наставников помню и искренне благодарен им. А как по-другому?» — скромно говорит пилот.

Служба Артура Шелешкова была насыщенной и трудной. Он прошел все: вывод полка из Грузии в начале 90-х после распада Советского Союза, выполнение стратегических рейсов с гуманитарной помощью в Карабах и две чеченские кампании. В армии он прослужил ровно 30 лет, пройдя большой путь от лейтенанта до подполковника, командира эскадрильи, и воспитав не одно поколение пилотов.

После увольнения в запас, началась новая история его жизни. Колоссальный опыт и преданность делу Артура Шелешкова нашли новое применение в Московском авиационном центре.

«Меня восстановили как гражданского пилота. И вот уже более десяти лет я выполняю функции командира-инструктора воздушного судна Ми-26. Готовлю пилотов, провожу проверки, выполняю задачи по тушению пожаров, участвую в учениях», — говорит пилот авиацентра.

Именно на Ми-26 приходится решать самые сложные задачи.

«Его вызывают в бой с огнем, когда ситуация критическая, а масштаб требует максимальной мощи», — поясняет пилот.

Экипаж этого гиганта — это слаженный механизм из шести профессионалов: двух пилотов, штурмана, бортинженера и двух операторов в грузовой кабине, которые управляют сбросом воды с ювелирной точностью.

За годы работы в авиацентре Артур Шелешков участвовал в ликвидации различных крупных возгораний. Один из запоминающихся случаев — тушение пожара на заводе.

«Помню, что тогда приходилось набирать воду прямо из Яузы. Река узкая, в камне, но оказалась глубокой. Хватало нашего ведра, чтобы зачерпнуть. Интересная работа была», — отмечает пилот.

Но, пожалуй, самой сложной, по словам командира-инструктора, была уникальная операция, когда необходимо было потушить пожар в высотном здании.

«67-й этаж, ночь, температура ниже нуля, сильный порывистый ветер. А нам нужно было с ювелирной точностью сбросить 15 тонн воды на здание строящегося небоскреба. Такого на практике еще не делали. Но мы справились!» — улыбается пилот.

Главной гордостью и любовью Артура был и остается Ми-26 — самый большой и грузоподъемный серийный вертолет в мире. Пилот отмечает, что быть командиром такой машины — особая честь и ответственность.

«Каждый день я ощущаю моральное удовлетворение, что занимаюсь любимым делом. Дай Бог здоровья, чтобы побольше пользы принести городу и людям. Пока есть силы, уходить никуда не собираюсь. Предан своему делу, поэтому хочется еще летать и летать», — говорит командир воздушного судна.

На вопрос о жизненном девизе Артур Федорович отвечает просто и мудро, исходя из своего богатейшего опыта: «Главное — преодолевать трудности. Не раскисать, не опускать руки, идти дальше до конца. Жизнь, может, и не всегда бывает медом намазана, но, если, оглядываясь назад, ты можешь сказать, что все сложилось удачно, что шел вперед и не сдавался — значит, жил не зря. Нужно просто преодолевать. И никогда не расслабляться».

Эти слова — не просто фраза, а воплощение жизненного пути настоящего профессионала, для которого вертолет — не просто машина, а призвание и дело для души.

В День вертолетчика мы поздравляем всех пилотов с праздником, желаем крепкого здоровья, безаварийных полетов и чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок. Спасибо вам за вашу работу, преданность небу и людям, чьи жизни вы охраняете.

Новости партнеров