Пройти восточным маршрутом
Музей Москвы запустил лекционный цикл, посвященный восточным местам в столице. В нем историки-исследователи рассказывают о влиянии Востока на архитектуру и жизнь нашего города. С корреспондентами «Москва. Центр» лекторы поделились планом экскурсионного маршрута для самостоятельного знакомства с ориентальной культурой.
Начать прогулку нужно с главного — с исторических восточных районов. Их в Москве два — Замоскворечье и Зарядье. В первом из них с незапамятных времен обосновались татары.
Россия в XIII–XV веках находилась под влияниям Золотой Орды. И ордынцы, тяглые люди, перевозившие и отправлявшие ханам собранную с русских княжеств дань, селились в южной части у дороги, которая шла на Орду. Чуть позже дорога превратилась в городскую улицу. Сегодня Большая Ордынка — одна из центральных улиц, а в XIV веке она была частью Татарской слободы за границей Москвы. Кстати, о татарах. Московские татары — вторая по численности нация после русских в Москве. А появились они, как нетрудно догадаться, в период монголо-татарского ига. Иго закончилось, а татарская диаспора осталась в Замоскворечье. Татары занимались торговлей и выделкой кожи. Именно поэтому в Замоскворечье есть как Большая и Малая Татарские улицы, так и Кожевническая набережная. И самая первая — Историческая мечеть — была основана именно для московских татар в 1823 году на Большой Татарской улице. С тех пор здание пережило огромное количество реконструкций. После революции в нем даже был военкомат. Правда, в 1991 году мечеть снова вернули общине и отреставрировали. И она пользуется популярностью не только у московских татар, но и у всех мусульман.
Зарядье же испокон веку занимали евреи. Хотя как занимали? Занимать что-либо за чертой оседлости им было нельзя, но для евреев-купцов было сделано исключение — столичные власти разрешили им временно проживать в специально отведенном для этих целей Глебовском подворье. Располагалось оно в Зарядье, в принадлежавшем московским властям бывшем доме Дмитрия Глебова. Сначала евреи в подворье только торговали, а в выходные уезжали домой. Но торговля шла хорошо, купцов становилось все больше, и территория подворья постепенно расширилась. Так купцы начали покупать там квартиры, стоимость которых быстро взлетела, и к 1870 году купить там жилье стало почти невозможно. С появлением еврейской диаспоры возникла потребность в синагоге. И первая домашняя синагога появилась в доходном доме Рыженкова на Солянке. Сегодня ее там уже нет, но дом сохранился. Увидеть его можно, когда выходишь со станции метро «Китай-город» в сторону улицы Солянки. Еще одним важным знаком еврейской общины в Москве является эрув. Мало кто знает, что внутри Садового кольца есть еще одно — «еврейское кольцо». Дело в том, что в Шаббат ортодоксальным иудеям нельзя делать многие вещи вне дома, но можно оградить дом забором и сказать, что улица внутри — часть дома. Тогда жизнь в Шаббат сразу становится комфортнее. Эта огражденная улица и есть эрув. А столичным евреям и забор не надо ставить — в Москве их хватает. Почти каждый двор в центре огражден, и многие жильцы даже не подозревают, что их двор — часть московского эрува. Карты эрува можно найти в сети или взять в синагоге.
Многие считают, что столичный храм Христа Спасителя напоминает индийский Тадж-Махал. Первым на это обратил внимание художник Василий Верещагин. Возможно, архитектор Константин Тон действительно им вдохновлялся. Впрочем, иранист Даниил Огнев считает, что такое цитирование — абсолютно нормальная вещь.
— Культура — это взаимовлияние, — уверен он. — Ориентальные мотивы можно обнаружить в огромном количестве столичных архитектурных проектов, да и что далеко ходить: Верещагин — один из самых популярных российских ориенталистов! А архитектор Алексей Щусев при проектировании Мавзолея Ленина в 1924 году совершенно очевидно вдохновлялся зиккуратами (ступенчатое культовое сооружение. — «МЦ») Древнего Востока: шумерские и некоторые египетские пирамиды строились в форме ступенчатых параллелепипедов. Ту же форму имеет и Мавзолей.