Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Простите, Гавриил Романович…

Ольга Кузьмина, обозреватель газеты «Москва.Центр»
Ольга Кузьмина, обозреватель газеты «Москва.Центр»
Ольга Кузьмина, обозреватель газеты «Москва.Центр»
Ольга Кузьмина, обозреватель газеты «Москва.Центр»

Сегодня услышала разговор – мол, скоро в школу. Завязался спор, типичный для мам. Правых в нем нет, наверное: вопрос – о том, надо ли заниматься летом. Мнения разделились на этот раз жестко.

Умник Славик «пахал» все лето, весь день. Его жестко контролировали и лишали обеда. Ныне, бледный и рыхлый, он «под школу» отпускается дважды на прогулку до магазина и обратно. Это поощрение. Славик умный, толстый и несчастный изгой. Увы, он не любит никого, а школу просто ненавидит.

Дениска не делал ничего, отрываясь на футболе, рыбалке, походах в лес и шашлыках. В голове ноль, в попе дым, на лице улыбка от уха до уха, в огороде - бабушка в слезах.

Машенька все сделала еще в июне, а с июля сама села за повторение пройденного и изучение начала будущего. Она тоже мало кого любит, других детей презирает, а больше всего ценит в этой жизни пятерки.

Да кто его знает, как правильно. Я помню, что летом всегда запойно читала – что нужно, что не нужно, все подряд. Так же вела себя моя старшая, да и младший читает, только все больше то, что вне программы.

Под влиянием разговора и подслушанных споров решила стать примерной матерью и заглянула в список положенного сыну на лето – ну надо же посмотреть, что осталось. И охнула еще раз. Как в начале лета, когда подбирала литературу.

Наверное, по большому счету, я все понимаю. Но все – да не все. Младшему – 12. Программа предполагает, что это отличный возраст для изучения Державина, Батюшкова, Вяземского и Никитина. И Дениса Давыдова. И  это –  летом! Но они совсем другие, нынешние дети. И если даже нам читать Державина было непросто, прямо скажем, то им-то – каково?

Ничего, оказалось, мой бедолага все прочел. Перелистала Державина, вспоминая студенческие годы. Уронила слезу – вы много сделали, уважаемый Гавриил Романович, очень много сделали для языка этой страны, но ныне – вы непонятны молодым, ну совсем непонятны. Не сердитесь, вы, как и Антиох Кантемир и Тредиаковский, навсегда останетесь в памяти благодарных лингвистов и филологов, но мне кажется, что рамки школьной программы вы должны покинуть. Вы опередили свое время, но ныне читать это – ад и мука.

Вспомнилась также мука зимняя. Иван Никитин, хрустальный слог которого услаждает слух старшего поколения, стал «камнем преткновения» для моего младшего.

«Вот и месяц взошел и глядится в реке» - повторял он, не понимая. И истязал меня вопросами: почему  - глядится в реке? Почему не глядит в реку? Вроде ведь это как-то не по-русски? Позже, в том же стихотворении, перемкнуло окончательно: «Сонмы светлых духов гимны неба поют Богу дивных миров». Написанное в  1851 году стихотворение сломало мозг пятиклашки. Он почти возненавидел тогда стихи… Да и я, честно говоря.

И вот до школы – меньше месяца. Не могу понять, откуда берется во мне это раздражение, а то и злость. Но я так хочу, чтобы школа была любима детьми! И это вовсе не значит, что их нужно гладить только шерстке, нет! Но я точно знаю, что если бы меня сейчас кто-то заставил читать Кантемира с Тредиаковским или любезного Гавриила Романовича, я бы в знак протеста кинулась играть в какую-нибудь компьютерную игру.

Новости партнеров