Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Просто «обыкновенное чудо»

1981 год. Премьера спектакля «Юнона и Авось»: народный артист РСФСР Николай Караченцов в роли графа Резанова и народная артистка России Елена Шанина в роли Кончиты. Фото: архив Ленкома
1981 год. Премьера спектакля «Юнона и Авось»: народный артист РСФСР Николай Караченцов в роли графа Резанова и народная артистка России Елена Шанина в роли Кончиты. Фото: архив Ленкома
1981 год. Премьера спектакля «Юнона и Авось»: народный артист РСФСР Николай Караченцов в роли графа Резанова и народная артистка России Елена Шанина в роли Кончиты. Фото: архив Ленкома

27 октября 1927 года в Москве открыли Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1931 году, то есть 90 лет назад, театр получит статус профессионального, а потом станет одним из самых ярких и любимых театров в столице. Имя его ныне известно всем — Ленком.

Здание — уютное. Лестница вверх. Неяркий зал без пафоса — в отличие от многих театральных залов. Магия начинается, когда падает занавес. Каждый спектакль остается в памяти. Некоторые — живут в тебе годами. Героями. Музыкой. Словами.

Как все начиналось

1936 год. Буклет к спектаклю «Чудесный сплав». Фото: архив Ленкома
1936 год. Буклет к спектаклю «Чудесный сплав». Фото: архив Ленкома

…В конце 1920-х страна просто болела театром. Он был и способом самовыражения, и способом поиска новых идей. Число студий самодеятельности не поддавалось подсчету, театральные мастерские работали практически при каждом клубе рабочей молодежи. И в 1927 году московский комсомол проявил инициативу — нужно создать театр! Театр, который объединил бы любящие подмостки молодые таланты. Так и родился на свет театр рабочей молодежи, сокращенно — ТРАМ. Образцом подражания стал для столичного коллектива ленинградский ТРАМ, возникший в 1925 году из театральной студии при Доме коммунистического воспитания молодежи имени М. В. Глерона. Его появление и успешные гастроли стали тем толчком, который спровоцировал возникновение подобных театров по всей стране. Представители театра говорили, что они — агитационный инструмент комсомола, а героями их постановок становятся простые труженики. В этом была логика: они сами работали на предприятиях полные смены, а по вечерам говорили о пролетарских ценностях со зрителем. Кому еще было делать это, как не им! Такой же принцип лег и в основу столичного ТРАМа. Днем трамовцы вносили свой вклад в развитие и процветание страны, а вечером выходили на сцену.

Первой их постановкой стали «Зеленые огни» — к премьере ТРАМ шел фактически год и представил ее публике 20 ноября 1928-го. Увы, успеха пьеса не имела. Она быстро вышла из репертуара, и в дальнейшем трамовцы «реабилитировались» — их постановки начали проходить с успехом. А расположен театр был на Спартаковской улице, там, где прежде был кинотеатр имени Баумана.

Свойство притяжения

Знаменитое ныне здание на Малой Дмитровке, 6, было передано театру осенью 1932 года — после того, как театр получил статус профессионального. Это было огромное достижение. Но московский ТРАМ удивительным образом притягивал не просто способных, а очень талантливых людей. Тут начинал Николай Крючков, Михаил Булгаков работал тут «консультантом по драматической части» (он даже поставил тут пьесу Ф. Кнорре «Тревога»). За музыку отвечал Исаак Дунаевский, искусству танца обучала артистов Наталия Глан, а популярной тогда биомеханике — дочь Мейерхольда Ирина Хольд. Актерское же мастерство преподавали трамовцам такие корифеи, как Николай Баталов, Николай Хмелев и Алексей Грибов. И сам Всеволод Мейерхольд питал к ТРАМу интерес — частенько приходил на спектакли, давал артистам советы. Он не раз говорил, что ТРАМ — это «глоток свежего воздуха». Репертуар ТРАМа состоял из двух пластов — непреходящей классики, включая пьесы А. Островского, и современной драматургии. Это свойство — забирать в свой круг света лучших из лучших, впитал от своего «прародителя» и сам легендарный Ленком.

От простого к сложному

1943 год. Сцена спектакля «Сирано де Бержерак». Фото: архив Ленкома
1943 год. Сцена спектакля «Сирано де Бержерак». Фото: архив Ленкома

Сейчас трудно представить, что репертуар Ленкома — с тонко выписанными героями, нетривиальной фабулой, был когда-то довольно плоским — в смысле прямолинейности героев. Театр начинал с простых решений, незатейливых декораций, а герои постановок писались простыми мазками — хороший, плохой. Отрицательные герои имели гипертрофированные негативные черты. Правда, им почти всегда давался шанс на исправление. Например, в спектакле «Дай пять» (1929) был персонаж, который отдавал предпочтение модным нарядам и деньгам, но потом влился в число рабочих завода. И публика с восторгом принимала это! Кстати, забавная деталь: зрители принимали участие в постановках, вместе с актерами исполняя популярные песни или даже делая... физические упражнения! И изначально в ТРАМе не было ярких имен: публика ходила на спектакли, воспринимая их как коллективное действо. Усложнение репертуара произошло позже, когда в театре появились упомянутые выше корифеи. Судакова назначили на должность худрука, и одной из первых его постановок стала комедия «Девушки нашей страны». Популярность спектакля зашкаливала! Театр начал «усложняться», за что его сначала ругали, но он быстро вырулил из «кризиса роста». В нем работали великие режиссеры и новаторы театра — от Ивана Берсенева до Анатолия Эфроса и Марка Захарова. И сегодня постановки Ленкома не нуждаются в представлении. После ухода Марка Захарова театр занялся многотрудным делом — он восстанавливает исторические постановки. Кто-то ворчливо воротит нос, мол, все не то, но поклонники театра этому рады, поскольку лучшей памятью для режиссера может.

НА ЗАМЕТКУ

20 февраля 1938 года на здании театра появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». Безусловно, произнести его было непросто, и люди очень быстро сократили название до короткого и емкого — Ленком. Это имя театр и носил с 1990 года. А 21 ноября 2019 года театр был переименован в Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова». Марк Захаров работал в нем с 1973 года — главным режиссером, а впоследствии художественным руководителем.

Новости партнеров