Пушкинский музей превратился в Морозовский
Собрание Михаила и Ивана Морозовых должно было стать идеальным музеем по замыслу одного из братьев. В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина воссоздали идею коллекционеров, открыв выставку «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». Работы Пикассо, Леграна, Ван Гога, Кустодиева, Журавлева, Коровина и других можно увидеть до 30 октября.
В конце жизни Иван Морозов сказал, что он «слишком хорошо знает живопись, чтобы осмелиться ею заниматься». Учеба в художественной студии Ивана Мартынова и частные уроки от Константина Коровина и Егора Хруслова привили юным братьям Морозовым любовь к живописи и искусству.
Первым покупать картины начал старший брат, Михаил. Он успел собрать серию полотен Врубеля, Гогена, Мане и своего учителя — Коровина. В 1903 году к увлечению брата присоединился и Иван. Он же и переделал свой особняк на Пречистенке в картинную галерею. Попасть, кстати, было не так просто — она была открыта лишь по воскресеньям. Незадолго до смерти Михаил Морозов успел передать брату свое собрание — таким образом коллекция Ивана пополнилась первыми в России работами Ван Гога и Мунка.
В 1918 году собрание Ивана Морозова было национализировано и названо Вторым музеем новой западной живописи. Ивану дали обидную должность — помощник хранителя. Впрочем, и этому он был рад. Художник Игорь Грабарь вспоминал: «Морозов боялся только, как бы его не удалили из особняка, когда последний превратился в государственный музей, и был несказанно обрадован, когда состоялось назначение его заместителем директора музея».
Куратор выставки Наталья Кортунова рассказывает:
— Он был рад тому, что коллекцию не разграбили. Поначалу он многие вещи спрятал в несгораемый сейф, а потом, когда люди из художественных кругов, в частности Грабарь и Коненков, стали уверять его, что на месте его особняка останется музей и он сможет быть рядом со своим собранием, это его примирило с действительностью. Он был рад, что остался в своем доме со своей коллекцией. Но все равно было понятно, что так долго продолжаться не может, и весной 1919 года Морозов просто уехал из Москвы. После исчезновения Ивана Морозова коллекцию разделили. Часть передали в Третьяковскую галерею, а работы западноевропейских мастеров объединили с собранием Щукина. А позже эти произведения искусства были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Спустя век эти картины впервые воссоединились в Москве.
— У нас в музее хранятся архивные материалы, связанные с Иваном Морозовым. Прежде всего это квитанции, которые присылали ему парижские галеристы, и квитанции на покупку работ русских художников, и в этом его особенность, — говорит Наталья Кортунова. — У Щукина, например, мало сохранилось такой деловой переписки. А у Ивана, за счет особенностей его необычного характера, осталось мало личных материалов и писем, но зато сохранилось больше документов. Кроме того, в нашей библиотеке было обнаружено более 300 томов из библиотеки Ивана Морозова. Это и каталоги выставок, и каталоги об определенных художниках, и на полях видны его пометки карандашом.
По словам куратора выставки, коллекционер ставил метки не просто так — он не был экспрессивным покупателем. Если он заинтересовывался в каком-либо объекте, то отмечал его для себя на полях каталога, но покупал чуть позже, предварительно обдумывая решение. Документы о покупках, сохранившиеся в музеях, стали главной особенностью выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Рядом со многими картинами можно увидеть подлинные счета, инвентарные карточки и квитанции, подписанные художниками, галеристами, а также самим Иваном Морозовым. А книги, письма и списки представлены на отдельных стендах.
Смогли показать даже картину Ван Гога «Ночное кафе». Ее когда-то продали большевики за границу. А для посетителей есть стеклянный негатив, счет от журнала «Золотое руно» на покупку этого полотна Морозовым и инвентарная карточка Государственного музея нового западного искусства.
Вторая особенность выставки — воссоздание Музыкального салона из особняка на Пречистенке. По сохранившимся фотографиям были восстановлены облик и украшения зала, на стенах разместили панно Мориса Дени и скульптуры Майоля.
Выставка превратила Пушкинский музей в Морозовский. Именно таким видел свой особняк Иван — полным произведений искусства и открытым для тех, кто ищет вдохновения и сможет оценить собрание по достоинству.