Путь откроет тренажер
Июнь, жара...Сессия, зачетки, экзамены. В начале лета во многих учебных заведениях традиционно проходит аттестация. Студенты Колледжа железнодорожного и городского транспорта (Красносельский район), например, среди прочих сдают экзамен по дисциплине «Управление локомотивом». Корреспондент «МЦ» разузнал, чему учат будущих машинистов.
Экзамен начинается в аудитории, где стоит тренажер, который очень похож на головной вагон поезда. 20-летний студент-выпускник пятого курса Михаил Тишин садится в «кабину» состава для того, чтобы проследовать по учебному маршруту Москва — Черусти. Перед юношей — экран виртуальной реальности, где отображаются рельсы, перрон, электропоезда. Кроме того, на тренажере есть панель управления, которая ничем не отличается от аналогичной в настоящем подвижном составе. На ней размещены ровно такие же органы управления и приборы, какие и должны быть в подлинном локомотиве.
— Первым делом перед отправлением я включаю приборы без опасности и радиостанцию. По этим устройствам я, например, понимаю, что впереди у нас зеленый сигнал светофора. Самое главное тут — не проехать на красный свет, это считается большой ошибкой, — рассказывает Михаил Тишин, показывая на панель управления. — Затем я включаю цепи управления, подключаю поезд к контактной сети. Кроме того, в обязательном порядке проверяю тормоза по монометрам.
После полной проверки поезда и включения нужных приборов на тренажере студент выдвигает контроллер машиниста вперед и трогается с места. Теперь ему предстоит в течение часа вести поезд по участку. Сложность состоит в том, что ребятам надо не только управлять поездом, следить за приборами, но и обращать внимание на ряд других факторов. Например, во время экзамена несколько раз внезапно- но раздается громкий сигнал «Внимание!».
— Это была проверка бдительности машиниста, она бывает разная. Но этот сигнал означает, что в течение десяти секунд машинист должен нажать на одну из двух кнопок — первая находится рядом с левой рукой на панели управления, а вторая выше. Так сделали для того, чтобы человек встал и пришел немного в себя, — отмечает Михаил. — Если машинист не успевает нажать на кнопку, поезд экстренно останавливается. Во время «поездки» студент всегда держит руку на кране
машиниста, а также придерживает левую рукоятку. Первый позволяет контролировать силу тяги и торможения, а вторая — экстренно остановиться.
Ориентир на реальность
По словам студента, самым сложным было уложиться в расписание — Михаил на экзамене прибывает на конечную остановку позже на одну минуту, что считается нормой.
— Демонстрационный экзамен — очень хороший ориентир на то, как ребята свои теоретические знания воплощают на реальном оборудовании, — рассказывает преподаватель и главный эксперт колледжа Вадим Скапцов. — Экзамен достаточно сложный, его принимают независимые эксперты различных структур, которых студенты до этого не видели. После экзамена они получают скилл-паспорт, где видно, что нужно подтянуть в дальнейшем.
Как отметил Вадим Скапцов, профессия машиниста — это ответственность за жизни людей и тысячи тонн грузов, поэтому к выпускникам предъявляются самые высокие требования.
А что дальше?
В этом году из колледжа выпускаются 718 студентов, а тех, что сдают демонстрационный экзамен «Управление локомотивом» — 376 человек. По словам Вадима Скапцова, большая часть выпускников уходят работать в пригородное движение. Но есть и те, кто трудоустраивается на предприятия «Московского метрополитена».
КСТАТИ
После завершения обучения студенты колледжа попадают на линию действующими помощниками машинистов, а спустя несколько лет становятся машинистами.