Путешествуют не только люди: история Театра на Малой Бронной за 75 лет
В столичном Театре на Малой Бронной небольшое, но важное событие — 11 марта 1945 года актерский состав отыграл премьерный спектакль «Золотой обруч» по пьесе драматурга Анатолия Мариенгофа. О том, как изменился репертуар в творческой обители за последние 75 лет, узнал корреспондент сайта газеты «Москва.Центр».
В уже далеком от нас, но еще памятном 1945 году, через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны в столице появился новый творческий коллектив — Московский драматический театр. В те годы его возглавил режиссер Сергей Майоров. Театр располагался в Басманном районе, на Спартаковской улице.
— Новый театр взял быстрый темп: за 11 лет у нас состоялось 45 премьер, многие из которых имели большой успех. Но первая по-настоящему громкая слава к театру пришла в 1958 году, когда должность главного режиссера занял Андрей Александрович Гончаров, — рассказывает об истории театра его сотрудница Мария Малыгина.
Гончаров руководил театром 8 лет и выпустил 11 громких премьер. В 1962 году театр перееехал на Малую Бронную улицу, в здание, в котором с 1921 по 1951 годы располагался знаменитый Государственный еврейский театр под руководством Соломона Михоэлса. В 1966 году Анатолий Гончаров перешел в театр имени Владимира Маяковского, а главным режиссером Театра на Малой Бронной был назначен Алексей Дунаев, проработавший здесь до 1984 года.
— Золотым для театра стало время работы под руководством Анатолия Эфроса. Режиссер проработал на Малой Бронной около 17 лет, найдя свой неповторимый стиль. «Театр Эфроса и его актеры» — целое художественное направление, охватившее с 1954 по 1986 годы многие столичные театры, — продолжила Мария Малыгина.
— Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или хороший джаз, который он обожал. В них покоряла летучесть, импровизационная легкость, которая была введена в четкие берега замысла. Он научил своих актеров жесткости рисунка, «эмоциональной математике». Научил их импровизации в заданном квадрате, в «границах нежности», как он иногда говорил на репетициях, — рассказала театровед Екатерина Комарова.
На Малой Бронной Эфрос выпускал спектакли, которые навсегда вошли в историю российского театра: «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дон Жуан» Мольера, «Отелло» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Наполеон Первый» и другие.
Спектакли Эфроса принесли театру мировую славу. Театр много гастролировал по стране и за рубежом и стал одним из самых популярных в Москве. Вслед за Эфросом работала целая плеяда замечательных режиссеров: Евгений Лазарев, Владимир Портнов, Сергей Женовач, Андрей Житинкин.
С 2003 по 2006 год главным режиссером театра был народный артист Союза Советских Социалистических Республик Лев Дуров.
— Старшие коллеги всегда говорили, что у него совершенно счастливая актерская судьба, потому что он снимался в кино с 22 лет и в театре работал очень много. Наверное, это действительно одна из лучших судеб в истории XX века, — рассказывает о времени работы Дурова Мария Малыгина.
Действительно, Лев Константинович был везучим в актерской судьбе. И все-таки главным его везением стала встреча в молодые годы еще в Детском театре с режиссером Анатолием Эфросом. И Эфрос, переходя из Детского театра в «Ленком», а потом на «Малую Бронную», имея возможность забрать с собой несколько актеров, всегда забирал эту группу — и всегда в ней был Лев Дуров.
Кстати, после смерти Льва Дурова в 2015 году литераторы выступили с предложениями о переименовании театра в честь актера. Однако предложение было отклонено.
Прошлый, 74-й сезон Театр на Малой Бронной открыл с новым художественным руководителем — режиссером Константином Богомоловым, назначенным на эту должность в июне 2019 года. К сотрудничеству были приглашены талантливые молодые режиссеры, в театре реализовывались интересные творческие проекты, создали Фонд поддержки и развития современного театра имени Соломона Михоэлса. Сейчас прошло чуть больше полугода с момента назначения Богомолова на пост руководителя театра.
— Знаете, я горжусь тем, что, как мне кажется, в театре поселилось новое, бодрое настроение, настрой на работу. Люди почувствовали, что впереди какая-то очень интересная жизнь, — говорит Константин Юрьевич. — У нас выстраиваются хорошие партнерские отношения с городом, театр как бы открывается Москве заново. Было бы желание! Я горжусь тем, что проблема не в том, чтобы найти идеи, а в том, чтобы производственные мощности театра успевали реализовать все, что мы придумываем. На самом деле предметов для гордости очень много. Но главное — это, как я уже говорил, то, что о театре заговорили в городе.
По его словам, в настоящее время выделяются определенные средства на поддержку лабораторных работ выпускников ГИТИСа и не только.
— Мы ищем талантливых молодых режиссеров. Мы понимаем: ребятам надо работать, пробовать себя, экспериментировать. Не секрет, что театры с трудом идут на такие эксперименты, потому что это связано с тратой средств, велик риск неудачи. Но я считаю, что так рассуждать неправильно. У нас в течение сезона будет несколько таких лабораторных работ, которые, повторюсь, если будут получаться, вырастут в большие спектакли. И дай бог, мы к концу сезона откроем не одно имя, — продолжает Богомолов.
В отношении работы с молодыми Константин Богомолов утверждает, что он не градирует актеров по возрасту. Ему удается ладить и с возрастной плеядой театра. Самое главное, чтобы люди были интересные и талантливые.
— Бывает, человек в 80 лет молод душой, сердцем, разумом, а бывает, в 20 лет уже старик. Поэтому это все очень индивидуально, — добавляет Константин Богомолов.
Кстати, Театр на Малой Бронной продолжает путешествовать — в настоящее время здание находится на ремонте, и труппа временно дает спектакли в Дворце на Яузе. Так, молодая душой труппа вернется в обновленное здание театра, продолжая лучшие традиции режиссуры и актерской игры.