Путеводная звезда столицы: Московскому планетарию исполнилось 90 лет
Московский планетарий 90 лет назад, 5 ноября 1929 года, открыл свои двери для посетителей. За все время существования он стал свидетелем важных исторических событий. Владимир Маяковский писал о нем: «И тут, и сбоку, и везде — небесный свод в сплошной звезде. Как примус, примутся мерцать, спаля влюбленные сердца».
Корреспондент газеты «Москва.Центр» отправилась в планетарий и поговорила с его научным директором Фаиной Рублевой, чтобы узнать, каким был и стал главный «звездный дом» столицы.
Предпраздничная неделя для учреждения выдалась крайне насыщенной — у школьников осенние каникулы. Делегации из детей, их преподавателей и родителей одна за другой сменяли друг друга. Чтобы пройти в музейный зал, нужно протиснуться через экскурсионные группы.
Множество телескопов и астрономических приборов, архивные фотографии и картины звездного неба — то, что встречает посетителей с первой секунды.
К путешествию по «звездному дому» присоединилась научный директор Фаина Рублева. Она проработала в планетарии ровно 40 лет, начиная свою карьеру с должности экскурсовода. Фаина Рублева не только знает историю планетария со дня открытия, но и хорошо разбирается в астрономии.
— Когда я только начала работать в планетарии, я даже не могла предположить, что задержусь здесь так надолго. Однако здесь уже тогда был очень интересный коллектив. В планетарии работали педагоги, астрономы, физики, математики, географы и инженеры. Это были очень творческие и образованные люди. Ведь нигде не учат тому, как нужно стать сотрудником такого уникального учреждения, поэтому здесь работают представители абсолютно разных профессий, — рассказала Фаина Рублева.
Сейчас сложно представить себе планетарий без обсерватории, нескольких музейных залов, дорогостоящих мощных телескопов, но в первые годы работы ничего подобного не было. В то время для посетителей планетария проводили занятия под звездным небом.
— Лекция начиналась с того, что диктор говорил в микрофон фразу «Внимание, включаются звезды!», поворачивался специальный рычаг и над головами людей вспыхивало множество огоньков. Это был настоящий «вау-эффект», зрители сидели абсолютно завороженные. В это время лектор водил стрелочкой по небосводу и рассказывал о созвездиях, планетах, галактиках и вселенных, — поделилась Фаина Рублева.
Позже сотрудники планетария начали замечать, что чего-то не хватало, и в этом им помог разобраться писатель Константин Паустовский. Тогда он пришел на сеанс вместе со своим другом, поэтом Владимиром Маяковским. Константин Паустовский заметил, что небо, под которым читают лекции, не живое, звезды на нем не мерцали.
Тогда первый директор планетария Константин Шистовский стал думать о том, как воплотить идею в жизнь. Сначала он написал письмо на завод Цейса, который расположен в немецком городе Йене. Там для планетария построили оптический проектор. На вопрос, возможно ли сделать звезды в небе мерцающими, Константи Шистовский получил отрицательный ответ. Тогда он приобщил к работе отечественных производителей, и они придумали, как это сделать.
— Внутри купола находится главная лампа, которая отвечает за то, чтобы огни на «небе» горели. Она дает непрерывный свет. Российские инженеры изготовили специальную сетку, к которой припаяли металлические мушки, надели ее на главную лампу и подключили к моторчику. Таким образом, сетка вращалась и «звезды» мерцали, — с улыбкой отметила Фаина Рублева.
Удивительно, но планетарий продолжал работать даже во времена Великой Отечественной войны.
— Такое время всегда пробуждает в людях желание культурного обогащения. В послевоенные годы среди населения произошел всплеск интереса к науке. Тогда работники учреждения организовали Планетарский художественный театр эстрадных миниатюр, где реализовывали себя как могли — сами писали сценарии, шили костюмы и играли роли. Иногда с такими постановками они выезжали в университеты или школы, — рассказала Фаина Рублева.
После войны по Москве стали курсировать агитационные автобусы. Они начали ездить по городу в 1950-м году. Сотрудники планетария приезжали на разнообразные площадки по предварительной договоренности, разворачивали тематическую экспозицию, доставали научные приборы, телескопы и проводили теоретическо-практические лекции для заинтересованной публики. Бывало, что зрителям показывали фильмы, если было подходящее место. Иногда автобусы выезжали за пределы города. Именно таким способом в те времена помогали людям познавать новое.
Позже в здании планетария появились кинозалы, в которых показывали фильмы, снятые специально для купольного экрана. Стоит заметить, что в не только школьники и студенты приходили изучать астрономию, космос и смежные науки. Делегации будущих космонавтов во времена Советского Союза исследовали в планетарии строение неба и расположение небесных тел. Это было обязательной частью их подготовки перед полетом. Один из самых знаменитых космонавтов Юрий Гагарин тоже был в одной из таких делегаций. Его и еще пятерых человек готовили по особой программе. Такие уроки проводили под грифом секретности. В то время ни один случайный посетитель не узнал бы о том, что рядом с ним сидит будущий космонавт.
Однако в 1994 году Московский планетарий закрыли на реконструкцию, которая длилась несколько лет. Концепция реставрации заключалась в сохранении существующего на тот момент здания и увеличении внутренних пространств. В ходе реконструкции удалось увеличить площадь планетария в шесть раз. Торжественное открытие состоялось 12 июня 2011 года.
Сейчас на территории здания находятся несколько музейных залов, кинотеатр и большая обсерватория, в которой можно наблюдать небо в ясную погоду. За 90 лет Московский планетарий вырос от необычного купольного зала для лекций в современную интерактивную площадку. Благодаря технологиям ХХI века он стал таким, каким его знают юные жители столицы.