Раскрыта тайна фаянсовой вазы
В «Столичном археологическом бюро» специалисты показали последние находки, обнаруженные в центре города, и рассказали их историю.
Многие артефакты из коллекции пришлось собирать буквально по кусочкам, но зато кропотливая работа теперь может быть щедро вознаграждена новыми открытиями в области археологии. Венцом всех усилий и поисков в подземных недрах ученые называют японскую вазу. Ее обнаружили в усадьбе Голицыных на Волхонке.
В подвале хранили старые цветочные горшки, а среди них — осколки некогда дорогого предмета интерьера. Ученые предполагают, что ваз было две — такие украшения могли ставить в оранжереях особняков. Большая ваза стала первым образцом японского искусства, следы которого обнаружили в Москве.
Предмет восстанавливали как могли: склеили найденные элементы. Несмотря на отсутствие некоторых осколков, полный облик вазы вполне складывается. Ее бока украшают растительный орнамент, журавли и хищные птицы. Прилагалась к ней когда-то и крышка, закрывавшая горлышко. Однако ее археологи не смогли отыскать в подвале дома на Волхонке, 14.
— Правилом хорошего тона в конце XVII — начале XVIII века считалось иметь что-то китайское или японское в домашних коллекциях, — говорит генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин. — Восточные ткани, фарфор показывали статус владельца усадьбы.
На жажде обладать экзотическими вещицами наживалась Ост-Индская компания, которая везла их в Европу для продажи. Бизнес, построенный на увлечении европейцев Востоком, процветал. Попадала посуда из далеких мест и в Россию времен Петра I. Привезли, скорее всего, японский образец эмалевого искусства из Голландии.
Специалисты провели физикохимический анализ состава материала, из которого в начале XVIII века изготавливали предметы интерьера.
— Японские вазы были тяжелее за счет состава самой глины — в ней больше свинца по сравнению с китайскими образцами, — говорит глава «Столичного археологического бюро». — Также мы исследовали пигмент, который применяли при росписи вазы. В нем содержится кобальт, который дает глубокий синий цвет рисунка. Другой пигмент содержал примеси железа, но из красного спустя 300 лет стал коричневым. Таков процесс окисления.
Содержит ваза еще два металла — золото, которое даже спустя три века еще блестит в составе некоторых орнаментов, и оксид свинца, который имитировал золото, но со временем стал блекнуть.
Ученые продолжают исследование японской вазы. Они уже установили, что ее изготовили в первом десятилетии 1700-х годов. Теперь они хотят понять, в составе какой партии товара ее отправили из Голландии в Россию. Сравнить найденный на Волхонке образец хотят с европейскими артефактами. Кроме того, на Волхонке археологи обнаружили печные изразцы, различные предметы быта и интерьера. Их тщательно изучают.
В настоящее время археологические изыскания и наблюдения идут на Ильинке и на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
КСТАТИ
Во время работ по благоустройству рядом с Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева археологи обнаружили четыре древнерусские монеты XV–XVI веков.
В списке находок есть наконечник копья, комплекс керамики, мебельные накладки, детали подносов и другой посуды.