Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Раскрыта тайна фаянсовой вазы

22 мая 2019 года. Генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин показывает японскую вазу первого десятилетия XVIII века, которую нашли в усадьбе Голицыных на Волхонке. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
22 мая 2019 года. Генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин показывает японскую вазу первого десятилетия XVIII века, которую нашли в усадьбе Голицыных на Волхонке. Фото: Наталья Феоктистова
22 мая 2019 года. Генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин показывает японскую вазу первого десятилетия XVIII века, которую нашли в усадьбе Голицыных на Волхонке. Фото: Наталья Феоктистова
22 мая 2019 года. Генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин показывает японскую вазу первого десятилетия XVIII века, которую нашли в усадьбе Голицыных на Волхонке. Фото: Наталья Феоктистова

В «Столичном археологическом бюро» специалисты показали последние находки, обнаруженные в центре города, и рассказали их историю.

Многие артефакты из коллекции пришлось собирать буквально по кусочкам, но зато кропотливая работа теперь может быть щедро вознаграждена новыми открытиями в области археологии. Венцом всех усилий и поисков в подземных недрах ученые называют японскую вазу. Ее обнаружили в усадьбе Голицыных на Волхонке.

В подвале хранили старые цветочные горшки, а среди них — осколки некогда дорогого предмета интерьера. Ученые предполагают, что ваз было две — такие украшения могли ставить в оранжереях особняков. Большая ваза стала первым образцом японского искусства, следы которого обнаружили в Москве.

Предмет восстанавливали как могли: склеили найденные элементы. Несмотря на отсутствие некоторых осколков, полный облик вазы вполне складывается. Ее бока украшают растительный орнамент, журавли и хищные птицы. Прилагалась к ней когда-то и крышка, закрывавшая горлышко. Однако ее археологи не смогли отыскать в подвале дома на Волхонке, 14.

— Правилом хорошего тона в конце XVII — начале XVIII века считалось иметь что-то китайское или японское в домашних коллекциях, — говорит генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин. — Восточные ткани, фарфор показывали статус владельца усадьбы.

На жажде обладать экзотическими вещицами наживалась Ост-Индская компания, которая везла их в Европу для продажи. Бизнес, построенный на увлечении европейцев Востоком, процветал. Попадала посуда из далеких мест и в Россию времен Петра I. Привезли, скорее всего, японский образец эмалевого искусства из Голландии.

Специалисты провели физикохимический анализ состава материала, из которого в начале XVIII века изготавливали предметы интерьера.

— Японские вазы были тяжелее за счет состава самой глины — в ней больше свинца по сравнению с китайскими образцами, — говорит глава «Столичного археологического бюро». — Также мы исследовали пигмент, который применяли при росписи вазы. В нем содержится кобальт, который дает глубокий синий цвет рисунка. Другой пигмент содержал примеси железа, но из красного спустя 300 лет стал коричневым. Таков процесс окисления.

Содержит ваза еще два металла — золото, которое даже спустя три века еще блестит в составе некоторых орнаментов, и оксид свинца, который имитировал золото, но со временем стал блекнуть.

Ученые продолжают исследование японской вазы. Они уже установили, что ее изготовили в первом десятилетии 1700-х годов. Теперь они хотят понять, в составе какой партии товара ее отправили из Голландии в Россию. Сравнить найденный на Волхонке образец хотят с европейскими артефактами. Кроме того, на Волхонке археологи обнаружили печные изразцы, различные предметы быта и интерьера. Их тщательно изучают.

В настоящее время археологические изыскания и наблюдения идут на Ильинке и на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

КСТАТИ

Во время работ по благоустройству рядом с Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева археологи обнаружили четыре древнерусские монеты XV–XVI веков.

В списке находок есть наконечник копья, комплекс керамики, мебельные накладки, детали подносов и другой посуды.

Новости партнеров