Реальный «Волшебный мир»: в Саду имени Баумана организовали инклюзивный фестиваль
Студенты Высшей школы экономики 1 июня организовали в Саду имени Николая Баумана детский инклюзивный фестиваль под названием «Волшебный мир». Корреспондент газеты «Москва.Центр» отправился туда, чтобы узнать, какие ценности прививают юным москвичам посредством больших праздников.
На сцене около входа в Сад имени Баумана с утра выступают дети. Одни играют на скрипках и виолончелях, другие — на флейтах и фортепиано. Девочки в русских народных костюмах репетируют танец около сцены: им тоже скоро выступать. Малыши сидят на лавочках и едят кукурузу, которую выпросили у своих мам на входе в парк.
Около информационной стойки столпились ребята. Там лежат маршрутные листы, на которых пронумерованы 12 зон: «Страна заботы», «Страна открытий», «Страна слов», «Страна понимания», «Страна искусства» и другие. По задумке организаторов, дети должны пройти все подготовленные площадки, чтобы получить подарки.
Робот или человек?
Первая «страна» похожа на лабораторию из фильма «Назад в будущее». Площадку для юных гениев подготовили студенты Московского института электроники и математики имени Андрея Тихонова. Он работает при Высшей школе экономики.
— Угадайте, робот это или человек? — спросил молодой парень, показывая недоумевающим детям фотографии людей.
Рядом стоит огромный интерактивный глобус, а в другом конце шатра ребята с энтузиазмом знакомятся с виртуальной реальностью и необычными ручками.
— Наша площадка очень разноплановая и большая. Здесь представлены VR-технологии, 3D-ручки, которыми можно нарисовать объемное изображение, контроллер захвата жестов и шлем дополненной реальности. Мы часто организуем подобные зоны для детей и студентов. Каждый год наша лаборатория принимает участие в дне рождения «Вышки», который празднуют в Парке Горького, и фестивале «Nauka 0+», — поделился Алексей Ролич, ведущий инженер учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики ВШЭ.
В шатре напротив дети учатся видеоблогингу и актерскому мастерству. За столом они по кругу говорят слова на непонятном языке. Это урок раскрепощения. А в углу шатра мальчик снимает свой первый настоящий влог.
— Ставьте лайки и не забывайте подписываться, — говорит прохожим пятилетний ребенок.
Но в «школе» их учат не этому. Ребятам здесь рассказывают о том, как не бояться камеры, и объясняют, почему так важно не стесняться и быть собой.
Шедевры детского творчества
Кто-то всей семьей соревнуется в настольные игры на специальной площадке, кто-то смотрит на звезды в «надувном» планетарии, который установили в этот день в парке, а кто-то развалился на газоне и никуда не торопится. Неподалеку, на центральной аллее сада, протянулась разноцветная стена. На ней сине-желтые одуванчики, коричневая радуга и другие абстракционистские шедевры детского творчества. Около площадки меня встречает улыбчивая, испачканная краской девушка. Это Ольга Протасова — эскизный художник волонтерского проекта «Веселый коридор». Вместе с другими участниками движения после основной работы она рисует картины на стенах в больницах.
— Это момент творчества и возможность проявить себя. То, что делать нельзя, у нас — можно. Все, что обычно под запретом, здесь разрешается. Это такой момент свободы, искра эмоций. Дети всегда спрашивают: «А что, правда можно?». И мы отвечаем: «Конечно!». Радуга коричневая, а арбузы говорят? Это же классно! Когда мы расписываем стены, всегда стараемся включать в процесс детей. Для нас это возможность подсмотреть, что им интересно, — рассказывает Ольга Протасова.
А все началось с Морозовской клинической больницы. Это была разовая акция к Новому году.
— Но вскоре нас заметили и остальные медицинские учреждения. Проектом заинтересовались и другие больницы: Тушинская неврологическая на Мичуринском проспекте, одна областная во Владимире. Так завязалось, и вот мы уже рисуем шесть лет, — поделилась художница.
Рядом с радужной стеной стоят Анастасия Базарова и ее сын Ярослав. Оба в забавных соломенных шляпах. Ярослав рассматривает фрисби, которую разрисовал на мастер-классе.
— Тут круто! Смотри, какое я нарисовал пирожное на летающей тарелке, — выкрикнул Ярослав.
Дети-врачи и «больничные» клоуны
Со словами: «Вам помочь?» дети одного за другим уводят куда-то клоунов. Оказалось, юные врачи направляются в «Страну заботы». Под импровизированную больницу на фестивале выделили целый павильон. И там даже выстроилась очередь.
— Суть в том, что ребенок должен найти в парке «больничного» клоуна, привести в наш павильон и вылечить. Так мы пытаемся показать ребятам, как важно заботиться о других людях и не бояться делать это, — рассказал мне один из клоунов.
В импровизированной больнице дети без доли страха бинтуют руки и ноги, мерят давление, делают своим пациентам уколы и проводят вымышленные операции.
Реальный «Волшебный мир»
«Волшебный мир» — это первый инклюзивный детский фестиваль, который студенты Высшей школы экономики проводят в Москве. Все площадки сделали доступными для ребят с ограниченными возможностями здоровья. В этот день на фестивале побывали дети из четырех интернатов.
— Мы хотели привлечь внимание горожан к инклюзивной среде. В День защиты детей мы были рады видеть, как ребята на сцене веселились все вместе, — рассказала координатор фестиваля «Волшебный мир» Ангелина Агаджанян.
Это мог быть обычный фестиваль с танцами, музыкой и клоунами. Но большой праздник стал местом без ограничений ребят в проявлении себя и своего творчества.
— На каждой площадке рассказывают о чем-то очень важном. Это то, что мы стараемся донести до всех участников нашего фестиваля, — поделилась Ангелина Агаджанян.
Свобода, творчество, понимание, забота, открытия, движение — это не просто слова на брошюре. Это те фундаментальные ценности, которые важно привить детям. Это осознание того, что каждый ребенок имеет право на самовыражение без ограничений, что люди могут выглядеть так, как они хотят, что творчество может быть свободным, помощь — безвозмездной, а жизнь — полной открытий. Мир, в который на один день превратился Сад имени Баумана, стал не только волшебным, но и реальным.