Реставрация реликвий длиною в век
Уникальная азбука-свиток царя Алексея Михайловича середины XVII столетия поступила на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря, который расположен на улице Радио в Басманном районе.
За почти вековую историю центр стал флагманом в области реставрации, а его сотрудники — основоположниками ряда направлений научной реставрации. Спасение реликвий стало их профессией.
Лаборатория открытий
Именно Центру Грабаря ведущие музеи России, даже несмотря на наличие собственных профильных отделов, доверяют восстановление наиболее сложных экспонатов своих коллекций.
Вот и азбукасвиток попала сюда из библиотеки Академии наук СанктПетербурга не случайно.
Специалисты считают этот экспонат уникальным.
— Свиток очень искусно оформлен — сохранились росписи золотом и серебром, — рассказала заведующая реставрационной мастерской графики, редкой книги и документов на бумаге Юлия Савкова.
Впрочем, список-азбука — далеко не первый уникальный экспонат, прошедший через руки мастеров. Центр имени Грабаря — старейшее реставрационное учреждение России, созданное 10 июня 1918 года.
В его ведомстве — руководство всеми реставрационными работами, проводимыми в стране.
— Ежегодно в центре реставрируется не меньше полутора тысяч музейных экспонатов, — говорит заместитель генерального директора по реставрации Александр Лесовой. — Над ними трудятся 13 мастерских, среди которых темпера, живопись, кость, металл.
Гордость мастеров
— Однако самая значимая реставрация — «Богоматерь Боголюбская» XII века, — говорит Лесовой. — Ее пытались отреставрировать в течение почти сотни лет. В 1918 году она попала в руки нашего основателя Игоря Грабаря. Но была икона в таком состоянии, что комиссия признала ее руинированной. Пять поколений реставраторов пытались ее возродить.
В последний раз икона попала в центр в 2010 году. Реставраторы сняли 21 слой. Работы длились пять лет. Каково же было их удивление, когда они увидели, что 83 процента оригинального слоя не повреждено! — Работа над этой иконой была признана лучшей реставрацией года, мы получили международную премию, — с гордостью рассказывает Лесовой.
Возрождение центра
Впрочем, однажды реставрация потребовалась и самому центру.
Летом 2010 года здание, где он располагался, почти полностью было разрушено пожаром. В огне пострадали и сотни картин, которые находились на хранении, экспертизе и реставрации.
Восстанавливать центр начали сразу же. Строители полностью поменяли инженерные системы, для специалистов оборудовали вакуумные столы и вытяжки. И 29 декабря 2014 года центр распахнул двери в обновленном историческом здании.
После реконструкции, уверяют сотрудники, мастерские стали светлее и просторнее. Но главное — художникам удалось восстановить предметы, которые пострадали при пожаре! Здесь регулярно проводятся выставки, а время от времени организуют дни открытых дверей.
И тогда вы можете попасть в святая святых реставраторов — в их мастерские.