Роботы выполнят всю работу
За прогрессивность и современность в конкурсе «Общественное признание» отметили проект Центра молодежного инновационного творчества «Цифровой дом» от района Хамовники. В номинации «Молодежный взгляд» за него проголосовали 1425 жителей.
Светлые комнаты на первом этаже жилого дома на Кооперативной улице стали занимать инновационно- творческие мастерские шесть лет назад. Группа молодых изобретателей, выпускников лучших технических вузов Москвы, решила создать для юных талантов «Цифровой дом».
— Робототехника, аддитивные технологии, инженерное конструирование, нейротехнологии — вот основные киты, на которых строится наш сегодняшний «Цифровой дом». Подобных технических кружков в Хамовниках и сегодня нет, а по всей Москве выбор их небольшой, — объясняет директор Анна Каткова.
Молодую компанию специалистов в столице заметили благодаря организации научно-технического фестиваля «ВУЗПРОМФЕСТ». После него был предложено поучаствовать в конкурсе на предоставление субсидии по созданию Центра молодежного инновационного творчества. А после победы в нем вот что получилось...
Во время экскурсии впечатляет помещение, заставленное 3D-принтерами. Здесь аддитивные технологии можно не только изучить, но и потрогать.
— Вначале наши учащиеся как настоящие инженеры-конструкторы создают проекты моделей с помощью компьютерных программ, а потом на этих станках «печатают разнообразные фигурки или детали, — подключается к разговору заместитель директора Денис Соколов и показывает несколько готовых изделий.
Привлекают внимание маленькие качели, установленные на макете детской игровой площадки. А ведь авторы этой работы на момент производства еще даже в школу не ходили!
Обучаться новым технологиям в «Цифровом доме» сегодня могут ребята от 6 до 17 лет.
В классе робототехники из уже готовых изделий происходит рождение необычных конструкций. Денис показывает набор для малышей — он как лего, но намного круче, потому что к блокам конструктора нужно присоединять моторчики.
— Например, дается задание собрать гусеницу, которая умеет ползать вперед и назад. На следующем уровне обучения мы «учим» наши механизмы, например, уворачиваться от возникающих препятствий. О препятствиях собранному роботу может сигнализировать специальный звуковой датчик, сонар, — объясняет Денис.
Для старшеклассников задание более интересное и коробочка с конструктором намного больше, увесистее. Собранные воедино детали обрастают большим количеством датчиков и снабжаются, по сути, искусственным интеллектом. Вот и яркий пример технического творчества старших ребят — оживший универсальный рабочий. Он аккуратно собирает с поверхности парты разбросанные карандаши и строго по размеру укладывает их в коробки.
— Для таких роботов у нас есть несколько созданных заранее блоков, отвечающих за разные действия. Наши ученики собирают эти блоки в определенной последовательности, то есть собирают программы, — рассказывают Анна с Денисом.
Но больше всего поражает курс нейротехнологии, организованный здесь относительно недавно. О методиках считывания электромагнитных волн, излучаемых человеческим мозгом, известно многое. Например, бионические протезы конечностей, управляемые мозговыми импульсами, в науке уже даже вчерашний день. Но чтобы модели промышленных роботов, действующих на расстоянии по команде мозга, конструировали дети в обычных кружках — это удивительно! Денис предлагает попробовать нейротехнологические способности в незамысловатой компьютерной игре. Для этого на голове закрепляют хитрую гарнитуру с датчиками. Проходят какие-то секунды, и ты буквально «касаешься» виртуального изображения мозгом. На мониторе искрит, нагреваясь на костре, бочка. По подсказке Дениса я определен- ным образом концентрируюсь, концентрируюсь — и... бамс! Бочка взрывается целым снопом искр. Фантастика!
Оказывается, силой мысли можно заставить и роботов выполнять необходимые действия. Занятия в Центре молодежного инновационного творчества «Цифровой дом» возобновятся в октябре, и планов у руководителей проекта, как видно, предостаточно.
ИНТЕРЕСНО
Для родителей и педагогов может быть полезным другое забавное изобретение — так называемые нейроуши. Стоит надеть их на ребенка, и многие его эмоции взрослому станут заметны. Например, если ушки строго смотрят в потолок, ребенок сконцентрирован и настроен на получение знаний. А упавшие ушки укажут на полное отсутствие интереса ученика к уроку.