Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Роспись посвятили первенцу Петра I

10 января 2023 года. Художник-реставратор Илья Сергиеня показывает найденную в свечной комнате надпись. Долгое время она была спрятана под более поздней живописью. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
10 января 2023 года. Художник-реставратор Илья Сергиеня показывает найденную в свечной комнате надпись. Долгое время она была спрятана под более поздней живописью. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
10 января 2023 года. Художник-реставратор Илья Сергиеня показывает найденную в свечной комнате надпись. Долгое время она была спрятана под более поздней живописью. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

В Новоспасском монастыре (Таганский район) продолжается реставрация росписи Спасо-Преображенского собора — главного в обители. Старинные изображения хранят многовековые тайны. Об уже сделанных исторических открытиях одной из первых узнала «МЦ».

Заходим в маленькую комнатку, которую раньше называли свечной. Потолок, стены расписаны сюжетами на тему Рождества.

— По структуре она напоминает рождественский вертеп, — говорит художник-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Илья Сергиеня.

Здесь даже есть небольшое углубление — что-то вроде яслей для младенца Иисуса. Сам он изображен на стене в нише, а перед ним получилась «сцена» для рождественских историй.

Изначально комнату украсили фресками, которые позже записали масляной живописью. Реставраторы полностью расчистят поздние слои, раскрыв первоначальные изображения. Внимательно рассматриваем сюжеты. На потолке сияет Вифлеемская звезда. На стене напротив входа Дева Мария держит новорожденного Христа, поклониться которому пришли волхвы. Один из них похож на молодого Петра I. Как тут могло появиться Роспись посвятили первенцу Петра I 10 января 2023 года. Художник-реставратор Илья Сергиеня показывает найденную в свечной комнате надпись. Долгое время она была спрятана под более поздней живописью изображение царя, у реставраторов вопроса не возникает. Представитель династии Романовых, при которых и построили этот собор, продолжал жертвовать на него деньги, и, скорее всего, по традициям того времени художник запечатлел благотворителя. Действительно ли это Петр I, выяснят искусствоведы, но реставраторы уже нашли косвенное подтверждение.

— Посмотрите, вот здесь написано: «Воспріимшу Благовернаго Госудря Царевча Велікого Князя Алексiя Петровіча Всея Россіи», — Илья Сергиеня показывает часть раскрытой надписи на декоративных полотенцах, которые от двери тянутся по периметру комнаты. — Получается, ее расписали в честь рождения старшего сына Петра I.

Реставратор обращает наше внимание на интересные детали. Не исключено, что это одно из первых написаний названия нашей страны с двумя буквами «с». Эту норму Петр привез из Европы. При нем же введут арабские цифры и летоисчисление от Рождества Христова, но пока год рождения царевича записан по-старому — кириллицей и от сотворения мира.

— Судя по надписи, эта роспись сделана уже после февраля 1690 года, — подчеркивает Сергиеня.

На соседней стене еще не все буквы удалось разобрать, но уже просматривается упоминание сентября 1691 года. Дальше — тоже пока неразборчиво. Но есть предположение, что команда художников, помимо свечной комнаты, расписала алтарь, входы и паперти. Как уточнил Сергиеня, раньше папертью называли открытые галереи.

— А вот теперь самое интересное, — переходит к главному художник-реставратор. — Все это время ходили только слухи, что Гурий Никитин, видный иконописец второй половины XVII века, расписывал Спасо-Преображенский собор. А теперь мы нашли этому доказательство. Вот тут перечислены изографы: Гурий Никитин, Сила Савин, с которым они расписали немало храмов, Василий Осипов и прочие трудящиеся костромичи.

Слухи были не беспочвенны. По царскому именному указу главный собор Новоспасского монастыря должен был расписывать Гурий Никитин. Однако он не приехал. В это самое время живописец работал в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В архивах сохранилась переписка двух настоятелей. В итоге Никитин прислал вместо себя в Москву мастеров из своей команды, которые работали под началом другого выдающегося иконописца Федора Зубова. В то время он уже возглавлял Оружейную палату. Его фамилия, как и имена других живописцев, указана на медальоне, который изображен на стене рядом с северной галереей. Роспись Спасо-Преображенского собора стала последней для Зубова. Он умер в 1689 году, спустя два месяца после окончания работ. Поэтому фрески, посвященные первенцу Петра I, делал уже Гурий Никитин, о чем свидетельствует находка реставраторов.

КСТАТИ

Спасо-Преображенский собор возвели в середине XVII века на месте обветшавшего храма 1497 года постройки. Частицу первоначального здания — белокаменную капитель — реставраторы обнаружили в западной галерее. Она спрятана в портале, который когда-то служил входом, но позже его заложили. В XVII веке портал также украсили фресками. На стене, рядом с бывшим входом, реставраторы расчистили фигуру столпника.

Новости партнеров