Российский диплом — знак качества
В столицу приезжает все больше студентов из-за рубежа, российское образование пользуется заслуженной популярностью в мире. Что может предложить Москва иностранным абитуриентам, узнавал наш корреспондент.
За последний год приблизительно на 20 процентов выросло количество студентов, приезжающих учиться в Россию из-за рубежа. Значительная доля — граждане африканских стран, где российское образование традиционно пользуется популярностью. Причем чаще всего они выбирают специальности, связанные с медициной.
Это следует из опубликованных на портале Russia.Study (собирает заявки иностранцев на обучение у нас по квоте правительства России) данных. О том, что нового может предложить российский рынок образовательных услуг для Африки и каковы нынешние тренды в работе с иностранными студентами, мы поговорили с директором Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН) Алексеем Абрамовым и с заведующей научно-клиническим отделом Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом (МГЦ СПИД) Еленой Цыгановой.
Мечтают стать медиками или инженерами
По словам Алексея Абрамова, студенты из разных стран Африки начали приезжать к нам не вчера.
— Можно ли сказать, что это традиция, заложенная еще в советское время?
— Да. Собственно, РУДН своим возникновением обязан именно тому гигантскому спросу на советское образование, который был у африканской молодежи в конце 1950-х — начале 1960-х годов. И по сей день высшее образование — одна из ключевых сфер сотрудничества России со странами Африки. Хотя, конечно, в 1990-е мы наблюдали спад притока иностранных студентов. Но в последние 4–5 лет университет решает задачу «возвращения на Африканский континент».
— Какие специальности у африканских студентов особенно популярны?
— Самыми популярными стали инженерно-технические специальности и медицина. Вопросы здравоохранения для Африки — вообще одни из самых насущных. Нужно не только больше грамотных специалистов, но и больше возможностей доступа к инновационным препаратам, их производству, выведению медицины на новый уровень.
И этому, кстати, полностью соответствует кластерный подход в сфере образования, науки и индустриально-образовательного партнерства, практикуемый сегодня в РУДН.
— Почему они едут учиться к нам?
— Престижно ли в Африке российское образование? Да, получить россий ское образование — это вопрос престижа, наш диплом — знак качества и фактически гарантия того, что человек будет трудоустроен в своей стране, причем на хорошей позиции.
Ну и, конечно, не стоит упускать из виду, что российские образовательные программы и модули доступнее западных.
При этом ни в чем не уступают, а нередко и превосходят их по уровню подготовки. Еще один важный момент: образование не должно быть оторванным от реальных по требностей рынка.
Поэтому привлечь студентов мало — нужно выстраивать целую инфраструктуру, прокладывать линии сопряжения между нау кой, образованием и индустрией. Важно иметь партнеров, которым нужны будут эти студенты.
Центр вирусологии
Образовательные программы предлагает и МГЦ СПИД, говорит заведующая его научноклиническим отделом Елена Цыганова.
— Чувствуют ли практикующие медики этот запрос на качественное образование?
— Да. Именно поэтому родилась совместная инициатива запустить новый образовательный формат — на прошедшем в РУДН форуме «Россия и Африка: наука — образование — сотрудничество» объявлено об открытии Международного учебно-методического центра вирусологии человека в рамках кластера РУДН. Центр будет работать на базе Медицинского института при организационной и содержательной поддержке со стороны МГЦ СПИД, в нем можно будет обучаться по модулям постдипломной подготовки — магистратуры, аспирантуры, ординатуры и так далее.
— Это неожиданно…
— Почему же? МГЦ СПИД имеет немалый опыт в организации образовательных программ.
Так, уже много лет на базе кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ им. Евдокимова под руководством президента университета проф. Ющука действует тематический модуль подготовки столичных врачей. Ну а к этой идее мы пришли по одной простой причине: в Москве стандарты лечения, подготовки и переподготовки кадров здраво охранения вышли на уровень западноевропейских стран. И мы понимаем, что этим опытом надо делиться, если угодно — экспортировать его как лучшие мировые практики. Для Африки, как вы понимаете, проблемы вирусологии и подготовки практикующих специалистов — задача из приоритетных. При этом речь идет не только об инфекционистах, мы готовим медиков разного профиля, работающих с ВИЧинфицированными пациентами, — фтизиатров, акушеровгинекологов, наркологов, дерматологов, онкологов и прочее.
Точка притяжения
— Эти программы — только для зарубежных студентов?
— Нет, не только. Они и для медиков из Москвы и регионов России. И это, кстати, даст врачам из африканских стран возможность уже во время обучения обмениваться опытом с российскими коллегами. Мы задумали этот центр как точку притяжения для ученых, клиницистов, индустрии — словом, всех вовлеченных в процесс диагностики и лечения тяжелых инфекционных заболеваний, главным образом ВИЧ. Речь идет о том, чтобы все африканские государства имели доступ к современным схемам и протоколам лечения, а также штат высококвалифицированных медиков.
Нынешняя медицина добилась того, что пациент с ВИЧ не обречен на гибель, более того, при соответствующей терапии он может иметь достойное качество жизни. Но для многих стран Африки это еще только перспектива. Сделать перспективу реальностью — так мы рассматриваем свою главную задачу или, если угодно, миссию.
КСТАТИ
Портал Russia Study предлагает студентам других государств около 4 тысяч программ в почти 500 учебных заведениях России. Кандидаты, которые не говорят по-русски, могут изучать русский в течение года на подготовительном факультете. Организацией отбора кандидатов на обучение занимается представительство Россотрудничества в стране кандидата, если же Россотрудничества нет, то желающие могут обратиться в посольство России в своей стране.