Роза Позднеева: «Моя душа навсегда в цирке на Цветном бульваре»
За четверть века работы в цирке Роза Позднеева объехала весь мир, создала несколько уникальных, никем не повторенных до сих пор номеров, выступала с истинными мэтрами — клоуном Карандашом и Юрием Никулиным. А сейчас она руководит Творческим центром «Шапо-Синтез», который стал настоящим ковчегом для людей искусства Тверского района.
Роза появляется в центре как порыв ветра. Летящей, но твердой походкой она проносится по коридору, на стенах которого красуются многочисленные награды, кубки и дипломы учеников «Шапо-Синтеза». А на столе в ее кабинете лежит огромный, размером с том Большой советской энциклопедии, фотоальбом. Там хранятся фотоснимки самой Позднеевой, вырезки из газет на всех языках мира. Даже не верится, что все это — об одном единственном человеке. Но обо всем по порядку.
Незабываемое впечатление
Роза появилась на свет в 1944 году в Казани. Ее папа был военным врачом, а мама — медицинской сестрой. Воспитывать девочку помогала бабушка. О своем детстве Роза рассказывает мало, но прекрасно помнит, как в середине 1950-х они с семьей на некоторое время переехали в Фергану. Там девочка впервые побывала под куполом цирка. Одиннадцатилетнюю Розу поразила девушка-циркачка. Она выступала с номером, который на профессиональном сленге называется «Каучук». Гибкая, но сильная гимнастка исполняла движения, находящиеся за гранью возможностей обыкновенного человека. Ее тело гнулось будто резиновое. Впечатление было настолько сильным, что с этого момента ничто на могло остановить Розу на ее пути на цирковой манеж.
Но судьба распорядилась иначе: после окончания школы девушка оказалась в балетной труппе Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Благодаря своему природному таланту, силе воли и трудолюбию она добилась отличных успехов. Но детская мечта и юношеская целеустремленность не позволили Розе оставить мечту о цирке.
Мои друзья — Карандаш и Никулин
В 1962 году юная балерина буквально ворвалась в Московское цирковое училище и буквально заставила взять ее на курс. Спустя несколько лет после выпуска упорную и трудолюбивую девушку заметил Михаил Румянцев, более известный как Карандаш. Он почти не пропускал тренировки молодой циркачки, украдкой оценивая ее танец на канате и ее саму.
— Карандаш либо любил, либо выгонял. Золотой середины не было. С ним я проработала три года: в Киеве, в Ленинграде и в Москве. Нравилась я ему, и все тут. Сама не знаю почему, — смеется Роза Позднеева.
Были у Румянцева и причуды: клоуну понравился один из сценических костюмов Розы. Он почти приказал, чтобы девушка полгода выступала именно в нем. Ну что поделаешь, звезда ведь! Так продолжалось полгода. Ткань, из которого был сделан костюм, протерлась до дыр, и его наконец выбросили.
Другим великим клоуном в жизни артистки стал Юрий Никулин. С ним девушка не только годами работала под одним куполом цирка на Цветном бульваре, но и по его просьбе сделала ему репризу.
— Стоя на канате во время выступления, я должна была ронять какой-то реквизит. Он поднимал этот предмет и учил всех в зале, как правильно подавать девушке то, что она обронила. Было очень смешно, — вспоминает Роза.
За годы насыщенной цирковой жизни было многое: гастрольные туры по миру, от сияющих столиц до отдаленных уголков Европы и Ближнего Востока. Розе Позднеевой довелось побывать и на Кубе. Тогда на ее выступление пришел Фидель Кастро. В 1971 году артистка принимала участие в торжественном открытии Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского.
— Но душа моя навсегда осталась на Цветном, — признается Роза.
Цирк — это искусство
Будучи уже знаменитой и состоявшейся цирковой артисткой, Роза поступила в Российский институт театрального искусства — ГИТИС.
— Если однажды оказался за кулисами, эта атмосфера уже не отпустит никогда, — рассказывает Роза Позднеева. — Кроме того, мне хотелось поднять цирковое искусство на новый уровень. В институте я наблюдала за актерами, собирала идеи. Хотела доказать, что цирк — это настоящее высокое искусство.
Дипломной работой Розы стал уникальный, никем до сих пор не повторенный номер. Артистка без страховки и балансиров танцевала на канате под «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова с огромным воздушным шаром, наполненным гелием, в руке.
— Страшно ли под куполом? Нет. Во-первых, я профессионал. А во-вторых, чем выше, тем проще. Больше времени, чтобы сгруппироваться при падении. Но когда срываешься и в звенящей тишине вдруг раздается испуганное синхронное «ах» тысячи зрителей — это такая энергетика! — с восторгом говорит Роза.
Технологию своего уникального дипломного номера женщина держит в секрете. Но ей точно известно, что ее идею в 1980 году позаимствовали создатели знаменитого номера для олимпийского мишки, улетевшего на шарах со стадиона «Лужники».
— Хоть бы бутылку шампанского прислали! — шутит Роза.
Но в 1990 году артистка приняла важное решение — завершить цирковую карьеру.
— У меня уже была семья: муж и дети. А цирку нужно отдавать всю себя. Я не смогла разорваться: успевать и на манеже, и дома с детьми. Поэтому я выбрала счастливую семью, — заключает она.
Семья на Большом Каретном
Сейчас у Розы Позднеевой и ее мужа двое детей и семеро внуков. Однако привычка трудиться, потребность в быстром жизненном ритме и желание действовать не оставили ее. Они воплотились в «Шапо-Синтезе», расположенном в Большом Каретном переулке. Помимо того что женщина организовала там работу кружков и секций для детей, она буквально воплотила всю себя в создании этого центра. Роза увлекается живописью. Она собственноручно расписала картинами стены в помещениях и создала неповторимый декор каждого зала. Здесь есть и китайская чайная, и каминный зал, и художественная студия в морских тонах. В этих залах проходят репетиции вокально-актерской студии, тренировки по ушу, йога. Центр предоставляет помещения для занятий программы «Московское долголетие».
— Наверное, можно сказать, что у меня две семьи. Одна всегда ждет меня дома. Вторая — на Большом Каретном, — с улыбкой говорит Позднеева.
Сейчас Роза хочет открыть школу клоунов. И женщина намерена воплотить свою мечту в жизнь. Она считает, что нужно воссоздать уникальную отечественную цирковую школу и передать опыт следующим поколениям.