Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Рукописи не горят, но стареют

18 августа. Павел Кандыба, химик реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея, показывает уникальный рукописный сборник пьес конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
18 августа. Павел Кандыба, химик реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея, показывает уникальный рукописный сборник пьес конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
18 августа. Павел Кандыба, химик реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея, показывает уникальный рукописный сборник пьес конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
18 августа. Павел Кандыба, химик реставрационной мастерской Бахрушинского театрального музея, показывает уникальный рукописный сборник пьес конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

В Бахрушинском театральном музее прямо сейчас занимаются реставрацией уникального сборника рукописей второй половины XVIII века. Корреспондент «МЦ» узнал, с какими сложностями сталкиваются при работе над старинными книгами и какие еще уникальные экспонаты спас музей.

Алексей Бахрушин приобрел этот сборник рукописей для своей коллекции около ста лет назад. При ежегодном осмотре фондов обнаружилось, что предмет нуждается в реставрации.

По-простому — плесень. И наша первая задача состояла в выборе метода дезинфекции. Необходимо было учесть особенности состава и свойств чернил, для того чтобы исключить риски повреждения текста и бумажной основы в процессе обработки, — рассказывает химик реставрационной мастерской Бахрушинского музея Павел Кандыба.

Сложность состояла в особенностях состава старинных чернил. — Здесь использовали железогалловые чернила, а для них может быть характерно очень агрессивное воздействие на бумагу, — добавляет химик. — В крайних случаях происходит выпадение строчных мест, то есть на месте текста образуются дырки по форме букв.

Это происходит из-за того, что бумажные волокна окисляются из-за присутствия в чернилах водорастворимых солей железа. — Данная проблема есть не только в России, но и во многих других странах. Существует даже международное сообщество по изучению этого вида чернил. В результате проделанной работы было подобрано индивидуальное решение для этой книги, и в итоге дезинфекция была проведена. Теперь фолиант направят реставраторам для дальнейших действий по восстановлению.

Фото: пресс-служба Бахрушинского театрального музея
Фото: пресс-служба Бахрушинского театрального музея

 — Писались они, вероятно, разными людьми. Мы обнаружили здесь шесть разных по составу чернил. Поэтому, возможно, над сборником работали несколько человек, — заключает Павел Кандыба.

Здесь записаны пьесы, популярные в XVIII веке. Такие как «Акт о Сарпиде, дуксе Ассирийском, о любви и верности».

Фото: пресс-служба Бахрушинского театрального музея
Фото: пресс-служба Бахрушинского театрального музея

— Пьесы русского театра того времени в основном разрабатывают сюжеты, заимствованные из Библии, Евангелия или житийной литературы, они представляли интерес своеобразной обработкой и сценическими особенностями, — рассказывает заведующая архивнорукописным отделом Бахрушинского музея Елена Неботова. Важно отметить, что пьесы из сборника были известны и ранее. То есть это далеко не первоисточник, а сборник. Работают в Бахрушинском музее и над другими уникальными вещами. Например, в первой половине августа там завершили реставрацию костюма Андрея Миронова из знаменитой постановки Московского театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В нем актер выходил на сцену с самого первого представления до последнего, трагически оборвавшегося 14 августа 1987 года. Автор образа Фигаро из спектакля — гениальный театральный художник, сценограф, живописец, дизайнер и педагог Валерий Левенталь.

— Костюм поступил в нашу мастерскую в 2023 году. На рубашке важно было сохранить «мемориальный» разрыв, и мы провели консервацию его краев по специальной технологии, зафиксировали волокна между слоями тончайшего шелкового газа, — рассказала заведующая реставрационной мастерской Бахрушинского музея Ольга Головлева.

Бахрушинский музей является крупнейшим хранителем театрального наследия России, он третий по объему фондов после Государственного исторического музея и Эрмитажа. Эта коллекция демонстрируется в том числе и в Центральном округе. Именно здесь, в Пресненском районе, в Доме-музее М. Н. Ермоловой сейчас и ведут работу над старинным сборником пьес. И над многими другими экспонатами, которые до сих пор существуют во многом благодаря работникам музея. 

КСТАТИ

Бахрушинский музей сохранил детали макета, созданного известным художником конструктивистов Виктором Киселевым для знаменитой пьесы «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского. Сейчас деревянные куколки можно увидеть на выставке «Мем. Маяковский медиа» в центре «Зотов». Она продлится до 20 октября.

Новости партнеров