Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Руководитель Департамента образования Исаак Калина: Качественное образование в Москве доступно каждому ребенку

На фото ученики школы № 2030 справа Николай Каменьченко, Тегалина Владислава и Субботин Александр. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
На фото ученики школы № 2030 справа Николай Каменьченко, Тегалина Владислава и Субботин Александр. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

До начала нового учебного года осталось меньше двух недель. Московские школы готовятся принять тысячи первоклассников.

Почему столичное образование одно из лучших в мире, как в городе учат детей и помогают им добиваться успехов и заявлять о себе на всероссийском и международном уровнях, рассказал министр правительства Москвы, глава городского Департамента образования Исаак Калина.

— Готовы ли столичные школы к новому учебному году? Сколько детей придет в первый класс?

— Столичные школы готовы к новому учебному году. В последние годы количество первоклассников растет: в 2017–2018 учебном году в школах, подведомственных Департаменту образования Москвы, обучались 106 тысяч первоклассников. В новом учебном году мы ожидаем примерно 109 тысяч первоклассников.

— Изменилось ли качество московского образования в последние годы? Что на это повлияло?

— Качество московского образования значительно повысилось за последние годы. Показателями высокого уровня качества образования стали результаты независимых диагностик, олимпиад, государственной итоговой аттестации. По результатам международного исследования PISA, которое проводилось среди 15-летних обучающихся, по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в шесть лучших образовательных систем мира. А международное исследование PIRLS показало, что уровень читательской грамотности московских четвероклассников лучший в мире.

Это результаты системы образования города, признанные независимыми международными экспертами. Ключевые изменения в системе образования города начались с кардинального изменения системы финансирования. Теперь финансирование на каждого ученика идет в одинаковом объеме, независимо от того, в какой именно школе он учится. То есть для города каждый ребенок одинаково ценен.

При этом финансирование обучения детей-инвалидов осуществляется в большем объеме, так как создать адекватные для них условия гораздо сложнее.

Благодаря выравниванию финансирования стал выравниваться и кадровый состав в школах, потому что зарплаты сильно не отличаются. Есть, конечно, разница в суммах, но сказать, что в одних школах зарплаты сильно отличаются от зарплат в других, уже нельзя. Вслед за финансированием выравнивается и оснащение школ. Все школы, а не только «исключительные», начали проводить хорошие, качественные ремонты, приобретать оборудование. Не секрет, что раньше оснащение школы хорошими компьютерами зависело от того, смогли ли родители собрать на них средства или нет. Главный результат решения мэра, которое последовательно было реализовано в течение прошедших семи лет, — это то, что сегодня высокое качество образования перестало быть уникальным, а стало массовым.

— Благодаря чему московские школы занимают лидирующие позиции в международных исследованиях качества образования PIRLS, PISA и исследования, проведенного компанией BAIN & Company? Как международные эксперты оценивают качество столичного образования?

— По результатам международных исследований система образования Москвы входит в число передовых на глобальном уровне по трем ключевым показателям — средний уровень знаний, плотность результатов и достижения сильнейших учащихся.

Согласно данным международной консалтинговой компании Bain & Company, Москва — один из городов-лидеров по доступности качественного образования, занимает пятое место среди 20 мегаполисов по интегральной оценке. При этом по доступности качественного школьного образования среди 20 мегаполисов Москва занимает первое место, четвертое место — по достижениям сильнейших учеников, восьмое место — по среднему уровню знаний школьников.

По достижениям сильнейших учащихся столица находится на четвертом месте среди мегаполисов. Финансовая доступность московского образования особенно выделяется по сравнению с другими городами-лидерами по уровню знаний. Лишь несколько городов мира регулярно готовят победителей международных олимпиад, Москва входит в их число. По достижениям сильнейших учащихся город находится на четвертом месте среди мегаполисов (после Сингапура, Сеула и Токио, но выше Пекина, Лондона, Гонконга, Парижа). По результатам международного исследования PISA, которое проводилось среди 15-летних обучающихся, по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в шесть лучших образовательных систем мира. А международное исследование PIRLS показало: уровень читательской грамотности московских четвероклассников лучший в мире.

— Столичные школьники добиваются все больших результатов на всероссийской и международных олимпиадах. Что позволяет им завоевывать так много наград? По каким дисциплинам наши ребята добились наибольших успехов?

На фото ученики школы № 2030 справа Николай Каменьченко, Тегалина Владислава и Субботин Александр. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
15 февраля 2018. Москва, ЦАО.
Урок астрономии в школе № 2030 (Пресненский район)
На фото ученики школы № 2030 справа Николай Каменьченко, Тегалина Владислава и Субботин Александр. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

— На первый взгляд для достижения таких результатов можно было собрать потенциальных участников олимпиад в 10–15 школах и интенсивно заниматься с ними. А я напомню, что в этом году призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) стали 906 учащихся 227 московских школ (в 2010 году призеров и победителей было всего 278).

А доля московских школьников среди всех победителей заключительного этапа составляет более 50 процентов. Но так вряд ли удалось бы кратно увеличить количество дипломов. Поэтому мы пошли по другому пути, развивая интерес к интеллектуальным состязаниям у всех московских детей.

До 2011 года во многих школах по многим предметам школьный этап олимпиады вообще не проводили. Мы собрали директоров и объяснили, что они обязаны проводить школьный уровень олимпиады по всем предметам. Если не получается сделать это в одиночку (например, не оказалось учителей, способных проверить работы), можно сотрудничать с соседними школами. И в 2011 году школьный этап ВОШ прошел по всей Москве. А дальше дети и родители, учителя и директора почувствовали вкус победы. Как раз в это время начался процесс интеграции школ, и организовать школьный уровень стало легче. Заставлять детей участвовать в олимпиаде по всем предметам подряд не нужно и вредно (наш рейтинг школ учитывает победу ребенка в олимпиаде не более чем по двум предметам), но возможность должна была быть у каждого. И сегодня мы гордимся не только количеством москвичей — победителей и призеров Всероссийской олимпиады, а еще более тем, что их за три последних года подготовила 321 школа, то есть более половины школ города. И еще гордимся тем, что в столице практически нет ни одной школы, в которой хотя бы один ученик не стал победителем или призером городской олимпиады, то есть потенциальным членом сборной Москвы. В июле и августе 2018 года прошли международные олимпиады по математике, биологии, химии, физике и географии. Столичные школьники в составе команд России успешно выступили на международных соревнованиях. По результатам пяти прошедших олимпиад москвичи завоевали 13 наград: девять золотых и четыре серебряные медали. Что составляет 59 процентов от общего числа российских наград. При этом количество «московских» золотых медалей в российской сборной составило девять из 14 наград, то есть 64 процента от общего числа золотых медалей. Триумфом стало выступление математиков в этом году. После неудачного выступления прошлого года второе командное место российской сборной — это настоящий прорыв. И свой вклад в эту победу внесли учащиеся московских школ: на их счету два золота.

Была изменена система отбора ребят, в подготовке команды принимали участие различные организации, в том числе и московский Центр педагогического мастерства. Успех столичных школьников на международных олимпиадах заключается в систематической работе с талантливыми и увлеченными ребятами.

В столице созданы все условия для развития таланта каждого школьника: доступны различные кружки и электронные ресурсы для подготовки, работают специализированные классы. А победы на международном уровне — это стимул для всех юных москвичей участвовать в интеллектуальных соревнованиях, пробовать свои силы и побеждать. Впереди еще три международных соревнования: по информатике, астрономии и астрофизике и естественно-научная олимпиада юниоров.

— Выросло ли в последнее время количество московских выпускников, поступающих на бюджетные места в вузы?

— За минувшие семь лет благодаря изменениям в системе образования города количество ребят, которые набирают на ЕГЭ 250 баллов, конкурентную цифру для поступления в ведущие вузы на хорошие специальности, в Москве выросло с 1,6 тысячи в 2010 году до 7,5 в 2017-м. Выросло и количество победителей олимпиад, имеющих право поступать на бюджетные места без экзаменов, с 278 в 2010 году до 906 в 2018 году. Доля поступивших в вузы на бюджетные места растет в ведущие инженерные и медицинские вузы. И это новый выбор московских школьников.

Они уже понимают, что специальность «экономист», «юрист», «финансист» и «менеджер» даст им в жизни меньше шансов на успешную самореализацию, чем специальности «инженер» или «медик». Например, в МФТИ с 7 до 25 процентов, Первом меде с 10 до 30. То есть московские выпускники стали конкурентоспособны с сильнейшими выпускниками со всей России.

— Дает ли свои плоды раннее проф ориентирование, которое есть сейчас в школах?

Ранний предпрофиль — уникальная возможность познакомиться с профессией. В Москве активно развивается проект «Предпрофессиональные классы». Речь идет об инженерных, медицинских, кадетских и академических классах. Формально они начинаются с 10-го класса, но подготовка ведется еще в средней школе в кружках и на дополнительных занятиях.

Окончив 9-й класс, дети понимают, в каком направлении хотят двигаться дальше, и выбирают соответствующее направление.

Только медицинских классов у нас создано под сотню, а инженерных более ста. Предпрофессиональные классы организуются только при наличии договора о совместной деятельности школы с профильным вузом и обязательно с профильным предприятием. Например, медицинские классы формируются при условии, что школа заключила договор с одной из московских клиник и Первым медом (в проект планирует включиться и Второй мед). В результате развития предпрофессионального образования мы видим одно: ребята начинают понимать, что такое вообще профессия, какими они могут быть в будущем, в основном ведь об этом речь. На сегодняшний день я могу отметить два замечательных результата развития предпрофессионального образования. Первый: для детей, для которых обучение в предуниверсариях, в предпрофессиональных классах подтвердило правильность их выбора, и дальше они поступают в колледжи и вузы по выбранному пути и, я уверен, станут очень хорошими специалистами, потому что еще в школе они сделали осознанный выбор. А второй результат я считаю замечательным для общества. Те ребята, которые за два года обучения в предпрофессиональном классе поняли, что выбранное направление в жизни, допустим, «хочу быть врачом», не для них. Когда она или он серьезно позанимались в медицинском университете, побывали в медклинике, посмотрели работу, окунулись в нее и сказали себе: «Нет, я врачом быть не хочу» — это огромная польза для всего общества. Ведь ошибка в выборе человеком своей специальности — это не только личная трагедия, но и общественная.

— По каким показателям составляется рейтинг вклада московских школ в качественное образование московских школьников? Чем он полезен для самих учебных заведений и родителей школьников? Будут ли в дальнейшем меняться критерии этого рейтинга?

— Рейтинг является одним из инструментов информирования обучающихся и их родителей, педагогического коллектива и директора о том, какие направления работы с детьми являются сейчас наиболее важными и востребованными для города. Каждый год образовательные организации получают подробный расчет своих рейтинговых баллов по всем показателям. Это позволяет оценить динамику и результативность работы школы за год, выявить сильные конкурентоспособные стороны, понять слабые. Критерии рейтинга, с одной стороны, очень стабильны, например, результаты ЕГЭ, ВОШ и московской олимпиады учитываются уже восемь лет подряд.

Однако рейтинг — гибкая, не застывшая система: каждый год Экспертный совет ДОгМ проводит рассмотрение поступающих заявок от родителей, обучающихся, организаторов мероприятий и просто неравнодушных граждан на расширение критериев рейтинга и практически каждый год добавляется что-то новое.

Например, в 2018 году в рейтинг был добавлен учет результатов олимпиады «История и культура храмов столицы», а также мультипликативный коэффициент обеспечения доступности качественного массового образования жителям макрорайона.

— Какие гранты предусмотрены для лучших московских школ и педагогов?

— В конце 2017 года мэром было принято решение об увеличении в два раза размеров грантов мэра Москвы лучшим школам. Гранты первой степени теперь составляют 30 миллионов рублей, они выплачиваются образовательным организациям на основе утвержденного в 2011 году рейтинга вклада школ в качественное образование. При этом учитывают развитие талантов максимального количества учеников, хорошее массовое образование, работу дошкольных групп, обучение детей-инвалидов, развитие массового любительского спорта и другие достижения. Гранты мэра стали важным материальным поощрением педагогических коллективов. Список школ, получающих гранты, меняется каждый год, это не застывший перечень. Общее количество грантов не меняется — их по-прежнему 220. За последние годы премии лучшим школам постоянно увеличивались. По сравнению с 2013 годом суммы в среднем поднялись в четыре раза. Тогда мэр Москвы Сергей Собянин говорил о том, что эти гранты должны присуждаться школам, которые показывают качественное массовое образование, а не эксклюзив, при этом развивают таланты максимального количества детей. Гранты должны тратиться в первую очередь на зарплату и поощрения педагогов.

Какой вы видите школу будущего и каким, по вашему мнению, должен быть учитель будущего?

Для меня учитель — человек, у которого можно учиться профессионализму. Мне кажется, было бы очень интересно провести опрос: кто такой учитель? Думаю, 90 процентов скажут, что учитель — это человек, который учит, и это очень плохая характеристика нашей школы всех времен. Ведь нормальный ответ: учитель — это человек, у которого учатся. Главное, чему мы учимся у наших учителей, это отношения. Отношение к миру, к себе в этом мире, к людям, которые тебя окружают, к стране и городу, в которых ты живешь, к задачам или проблемам, которые ставит перед тобой жизнь.

— Как будет развиваться проект «Московская электронная школа»? Как МЭШ помогает учителям и ученикам?

— Наши коллеги из Департамента информационных технологий продолжают оснащение школ современным оборудованием.

К концу 2018 года большинство школ Москвы получат его. Что касается контентного наполнения проекта, то, как и задумывалось, главными авторами контента МЭШ являются московские учителя. Это вполне естественно, вряд ли кто-то лучше опытного учителя знает, какие элементы нужны для урока, какой сценарий урока будет удобен, и самое главное, что нет никакого чиновника над ними, который бы решал: это хорошо, а это плохо. Да, при Московском методическом центре образования есть группа модераторов, в составе которой те же самые московские учителя, признанные сообществом, опытные, с высокими результатами учеников. Но они не решают, нужен материал учителям или нет. Их задача — не пропустить материал, который нарушает нормы системы образования.

Все остальное размещается в системе МЭШ, и дальше само учительство, коллеги автора решают, нужен им этот материал или нет. Они выражают свое отношение тем, что либо используют, либо не используют эти наработки. И система учитывает эту информацию. У учителя, таким образом, есть два вида свободы: во-первых, опубликовать свой материал, во-вторых, выбрать, какими выложенными в МЭШ материалами пользоваться или вообще не пользоваться ими, а создать свои. Никакого единого, навязанного «сверху» контента в Московской электронной школе нет.

— Какие виды дополнительного образования существуют в Москве? Сколько детей сейчас занимаются в бесплатных кружках и секциях?

— Дополнительное образование детей осуществляется во всех школах, колледжах и вузах системы Департамента образования, одновременно с которыми работают крупные учреждения дополнительного образования, которые имеют уникальную материально-техническую базу.

Ребенок может посещать кружки, организованные как в школе, в которой он получает основное образование, так и в иной образовательной организации. Таким образом, доступность дополнительного образования обеспечена жителям всех районов города Москвы. Кроме того, московским детям представлена уникальная возможность получать дополнительное образование практически на всех объектах социокультурной и научной сферы города: в музеях, театрах, парках, дворцах культуры и спорта. Всего в кружках, секциях, студиях дополнительного образования в системе образования столицы занимаются более 846 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Новости партнеров