Русская балерина родом из Японии
8 апреля на сцене Московского областного государственного академического театра «Русский балет» прошел бенефис необычной артистки, родившейся в столице Японии, но уже более 30 лет проживающей в Басманном районе Москвы.
Поводом к празднику послужили сразу две знаменательные даты в жизни Масами Чино. Во-первых, ее 55-летие, а во-вторых, 35 лет, как она выступает на лучших балетных сценах России. В 1985 году юная Масами приехала в СССР, окончила Московское хореографическое училище и в 1989-м уже танцевала в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. А с 1990 года вторым родным домом для нее стал театр «Русский балет», где ограничиться одним преподаванием она решилась всего лишь пять лет назад. В те же годы, объездив в составе «Русского балета» немало европейских и американских городов, молодая японка смогла купить собственную, хоть и небольшую, квартирку возле станции метро «Бауманская».
Минуты до третьего звонка
Закулисная театральная жизнь даже в пору большого праздника выглядит по деловому, без лишней суеты. Руководителя театра, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева, корреспонденты «МЦ» перехватывают перед выходом из его рабочего кабинета. У Вячеслава Михайловича приготовлен большой букет белых роз. — Я еще помню Масами сов сем девочкой-пацанкой. Когда-то она пришла ко мне в коротких штанишках и с метелкой, которую принесла в качестве реквизита для своего номера, — заявляет мэтр балета. — Мы ее посмотрели и взяли. Школа Московского хореографического училища в ней чувствовалась сразу, а хорошие слова от ее педагогов я и раньше слышал. В это время в репетиционном холле разогреваются совсем маленькие артисты из хореографической студии-школы при посольстве Японии. 15 лет назад Масами Чино, уже достигшая многих высот в российском балете, с удовольствием согласилась взять эту школу под свою опеку. Посольские работники, ее соотечественники, приезжают работать в Москву вместе с семьями. Среди учеников балерины сегодня даже пятилетние малыши.
Внезапно открывается дверь гримерки, и из нее появляется рослый красивый молодой человек. Ценители балетного искусства сразу узнали бы солиста Государственного академического Большого театра России Марка Чино. На вопрос, будет ли выступать в этот вечер, сын виновницы торжества удивляется. — Конечно. Вместе с моей женой Екатериной Клявлиной во втором отделении исполним па-де-де из балета «Коппелия». Мама много раз танцевала глав[1]ные партии в этом спектакле, — говоря это, Марк не скрывает, что мамин праздник для него — один из самых важных. Ведь именно она подсказала ему дорогу в профессию.
На сцене собрались почти все участники концерта, но только перед третьим звонком появляется Масами. Она строга и крайне собрана, еще раз внимательным взглядом окидывает своих воспитанников — не забыли ли чего, расправлены ли плечи, готовы ли улыбки ко встрече со зрителями, ведь первым номером, согласно программе, идет класс-концерт, позволяющий точно подглядеть репетицию у станка.
— Даем третий звонок, — раздается команда, и занавес взмывает вверх.
Нежная, юная, озорная
Первая половина концерта выстроена из массовых сцен. Зрители успевают насладиться даже одноактным балетом под названием «Привал кавалерии», кстати, в работе над спектаклем Масами Чино участвовала и как хореограф-постановщик, и как балетмейстер... Все второе отделение сцену украшают балетные звездочки и звезды с сольными номерами. Первой выходит хозяйка вечера. Играя слепую девушку, выглядит удивительно молодо, даже беззащитно. Совершенно другой по темпераменту и настроению в ее исполнении танец «Качуча». Это сольное выступление из балета «Хромой бес» представляет озорную испанку.
— Мне было очень сложно освоить этот совершенно чужой для меня танцевальный стиль, — признается Масами.
Каждый номер второго отделения предваряет ее краткий видеорассказ, ролик демонстрируется на занавесе-экране. Начинает звучать музыка, и вот уже перед зрителем вовсе не японка Масами, а какая-то андалузская красавица бойко стучит каблучками и аккомпанирует себе кастаньетами. Невероятно красивые балетные композиции дарят Масами и ее прежние коллеги, и ее воспитанники из школы «Русского балета», особенно блистает Сиори Фукуда, еще одна балерина из Японии, теперь уже перенимающая опыт от старшей соотечественницы.
Знак глубокого уважения
Завершается вечер грандиозным «официозом». На сцену поднимается Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Акира Муто. Он поздравляет Масами Чино, «ставшую пионером среди работающих в России японских артистов», самую первую японскую балерину, выросшую на российской балетной сцене.
— Почетной грамотой награждается Масами Чино в знак глубокого уважения за выдающиеся заслуги и вклад во взаимопонимание и укрепление дружбы между Японией и Россией, — зачитывает документ посол.
Бурным овациям, кажется, не будет завершения, а для цветов и подарков не хватает рук.
— Я совершенно счастлива, — благодарит Масами Чино друзей и близких. Весь свой праздничный вечер она была не только его центром, но и главной ведущей. Наконец, можно расслабиться — только немного, потому что завтрашний день обещает ей новые, не менее интересные творческие проекты.
НА ЗАМЕТКУ
Композицию «Слепая» к международному балетному конкурсу, проходившему в Душанбе в 1991 году, поставил для начинающей балерины Вячеслав Гордеев. Тогда она впервые заняла призовое место.