Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Русский стиль домашнего уюта

29 ноября. Куратор выставки Вера Савельева провела экскурсию и рассказала об экспонатах. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
29 ноября. Куратор выставки Вера Савельева провела экскурсию и рассказала об экспонатах. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
 29 ноября. Куратор выставки Вера Савельева провела экскурсию и рассказала об экспонатах. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
29 ноября. Куратор выставки Вера Савельева провела экскурсию и рассказала об экспонатах. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка победителей четвертого конкурса-биеннале предметного дизайна «Придумано в России». Восемь лет работы российских дизайнеров перевернули представление о мире вещей в домашнем и офисном интерьере.

Если в 2018 году на первый план выходили идеи минимализма и экологичности, в 2020 году дизайнеры предлагали идеи для лучшей адаптации и комфорта в условиях начавшейся пандемии, через следующие два года проявилась смелость в использовании материалов и технологий их обработки, то уже сегодня художники вновь вспомнили еще и о национальных традициях в сочетании с технологическим прорывом. Орнаменты и краски из легенд и сказок многонациональной Руси добавляют уюта нашим современным интерьерам.

Одними из первых по выставке прогулялись корреспонденты «МЦ».

За помощью — к верным друзьям

Следуя от павильона к павильону, только и оставалось удивляться. Вот темного дерева скамья с подлокотником в виде Конька-горбунка, ее захотелось представить в какой-нибудь нестандартной просторной прихожей многоквартирной высотки. Комплект мебели для ванной комнаты, украшенный орнаментами, напоминающими о языческом божестве Яриле (бог солнца и плодородия. — «МЦ»), вполне подошел бы для новомодных апартаментов, которые так любят снимать китайские туристы. Заглядывая в зеркало по мотивам старорусских наличников, хочется воскликнуть: «Свет мой, зеркальце!..»

— Его автор выпускница Российского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова Александра Ермольник. Скоро оно окажется в запасниках нашего музея, мы его приобретем, — рассказывает один из кураторов выставки Вера Савельева.

Вообще из всех 426 образцов российского дизайна, созданных за три последних года и представленных здесь, не найдется ни одного заурядного, хотя бы чем-нибудь не отличившегося. Проходим мимо сказочно мягкого табурета-клубка, он всегда будет рад своему вернувшемуся домой хозяину. Конечно, замечаем парочку «мухотопов» — игрушек из какого-нибудь детского сна, они обязательно прибавят настроения как детям, так и взрослым. Каждый гость выставки найдет здесь для себя не только необычное дизайнерское решение, но и практичный вариант оформления домашнего или офисного пространства.

Поиски творчества

 Работы представлены в шести номинациях: «Промышленный дизайн», «Студийный дизайн», «Молодежная номинация», «Циркулярный дизайн», «Ювелирный дизайн» и «Al-технологии в дизайне». Специальная номинация — «Дизайн Содружества». В рамках последней к российским художникам присоединились творцы из Армении, Казахстана, Туркменистана, Белоруссии.

Кресло «Власов» из коллекции «Проживанцы» авторства Михаила Курносова. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
Кресло «Власов» из коллекции «Проживанцы» авторства Михаила Курносова. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»

— При выборе номинантов оценивались нестандартные решения, социокультурная значимость, эргономичность производственного процесса, конкурентоспособность, умение сотрудничать с искусственным интеллектом, — объясняет Вера Савельева.

Необычайный всплеск фантазии сегодня наблюдается в дизайнерском искусстве с переработанными материалами, полученными из вторсырья. Именно этому направлению посвящена номинация «Циркулярный дизайн».

— Обратите внимание на диван-кресло, выполненный методом 3D-печати из переработанного пластика, из целой горы пустых пластиковых бутылок, — с удовольствием демонстрирует ярко-синий, словно сплетенный из виноградной лозы, предмет мебели заведующая Центром моды и дизайна, куратор выставки Анастасия Крылова.

Так и хочется удобно устроиться в такой мебели. Ведь и экологичность изделия гарантирована. Наискосок в музейную стену точно «врезалось» слюдяное окошко. Это так называемая ньюмозаика, тоже сделанная из переработанного пластика. Витраж с использованием элементов древнерусской архитектуры и даже вышивки, относящей нас к исконно русскому творчеству мастерицы из Костромы, заключен в металлическую витую раму. Он вполне может стать наличником какого-нибудь внутреннего окна — в коридоре или ванной комнате.

Вторую жизнь разбитой керамике придумала дизайнер Дарья Дудник, она вытачивает из черепков необыкновенные ювелирные украшения. Преображаются в творчестве и объекты, еще совсем недавно служившие отнюдь не мирным целям. В ювелирной коллекции обращает на себя внимание экспозиция от художника-дизайнера Лоры Делуксарт из Донецка.

— Это позолоченное колье на шею или для интерьерного украшения. Дизайнер демонстрирует так богатство своего региона, — поясняет Анастасия Крылова.

Необычно, что для изготовления колье использовались латунь, земля, уголь, а также осколки снарядов, взорвавших Донецкую землю. Автор успела получить признание не только в России, но и за рубежом.

На смену ушедшим брендам

Среди авторских работ немало тех, которые уже вышли на промышленный уровень. Бюджетные решения и смелый художественный почерк — вполне возможное сочетание в условиях наших сегодняшних реалий. Победителем в номинации «Промышленный дизайн» стал москвич Дмитрий Логинов. Его уютный многофункциональный диван зеленого цвета — символ возрождения, энергии, самой жизни — никого не оставил равнодушным из многочисленной строгой конкурсной комиссии. А более ранние изделия Дмитрия уже производятся московскими заводами.

КСТАТИ

Русский стиль с былинными и сказочными мотивами, славянскими традициями в интерьере вошел в моду в конце XIX века благодаря императору Александру III. Узнаваем он по элементам древнерусского зодчества, народного искусства и даже византийской архитектуры.

Новости партнеров