Рыцарь театра
На Арбате открылась выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Александра Островского. Организаторами юбилейного проекта выступили Малый театр, Департамент культуры столицы и Московская дирекция массовых мероприятий. Корреспондент «МЦ» посетила церемонию открытия и ознакомилась с экспозицией.
На стендах представлена история постановок пьес русского драматурга в фотографиях, афишах, программках, цитатах, не устаревающих десятилетиями, ибо герои и типажи Александра Островского вечны.
— Все образы, коллизии, трагедии никуда от нас не ушли. Произведения Островского до сих пор актуальны, а зал всегда полон. Люди видят в них свою жизнь, видят себя. Конечно, это и потрясающий автор для артистов, для тех, кто выходит на сцену. Какую маску ни возьми, каждая из них позволяет раскрыться и показать свое умение. Каждый наш артист играл в пьесах Островского, никогда такого не было, чтобы он прошел мимо данного драматурга. Это хорошая актерская школа, — обратился к гостям выставки с приветственным словом глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Что правда, то правда. Пьесы Александра Островского — кладезь для актера. За всю историю существования Малого театра в «Бешеных деньгах», «Бедности не порок», «Талантах и поклонниках», «Женитьбе Бальзаминова», «Василисе Мелентьевой» играли и играют ярчайшие представители русской театральной школы: Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Элина Быстрицкая, Евгений Самойлов, Елена Гоголева, позже — Виктор Борцов, Виктор Павлов, Людмила Полякова, Ирина Муравьева, Борис Клюев, Василий Бочкарев, Светлана Аманова.
— Актерское счастье состоит из прекрасной драматургии, творческой и правильной компании, возможности импровизировать. У меня этого счастья было много, я играла во многих пьесах Островского. Одной из моих первых ролей была Машенька в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Игоря Владимировича Ильинского, — рассказала на открытии народная артистка России Светлана Аманова. К слову, актрису можно увидеть в премьере сезона — «Женитьбе Бальзаминова» в роли Домны Евстигнеевны Белотеловой.
Пьесы и сценография
Над художественным оформлением пьес Александра Островского трудились Константин Юон, Сергей Иванов, Дмитрий Кардовский, Василий Рождественский. Так, например, Дмитрий Кардовский — мастер книжной иллюстрации, работавший над произведениями Антона Чехова, Николая Гоголя, Николая Некрасова, оформил в Малом театре «Лес», «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся». Константин Юон — мастер пейзажист — занимался сценографией спектаклей «Волки и овцы», «Сердце не камень», «Бешеные деньги». В последнем художник отобразил праздность и суету хлебосольной столицы: Петровский парк сменял кофейню у входа в сад Сакса — увеселительное заведение, в котором располагались не только аллеи для гуляний, но и площадка для духового оркестра, а также ресторан с летней верандой.
Памятник в беличьей шубке
Александр Островский был не только драматургом, но и переводчиком, много лет отработал стряпчим в суде. Он основал, а затем стал первым председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1886 году в среде Общества зародилась идея поставить драматургу памятник. Путь к ее воплощению оказался долгим, витиеватым. Скульптором выбрали Николая Андреева, архитектором — Федора Шехтеля. За основу был взят знаменитый портрет драматурга, написанный Василием Перовым в 1871 году: Островский сидит в домашней шубейке, отороченной беличьим мехом. Открытие памятника состоялось 27 мая 1929 года. На торжество собралась как столичная интеллигенция, так и высшая партийная номенклатура. Федор Шехтель к тому времени умер, а Николай Андреев болел. Вечером же того дня в Малом театре для приглашенной публики играли «На всякого мудреца довольно простоты». Жизнь же Островский «прожил, будто создал ее — по верности простым идеалам: родной природе, искренним чувствам, добрым людям и главному счастью и муке своей жизни — театру»*.