Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулеметом...*

11 мая. Куратор выставки «Военкоры» в Зарядье. Екатерина Аркалова. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
11 мая. Куратор выставки «Военкоры» в Зарядье. Екатерина Аркалова. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
11 мая. Куратор выставки «Военкоры» в Зарядье. Екатерина Аркалова. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
11 мая. Куратор выставки «Военкоры» в Зарядье. Екатерина Аркалова. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

*Строчка из стихотворения Константина Симонова «Корреспондентская застольная».

В преддверии Дня победы в Белокаменном подклете музея «Старый Английский двор» парка «Зарядье» открылась выставка «Военкоры». Она посвящена работе людей, глазами которых мы видим боевые действия.

По словам начальника управления научно-просветительской деятельности парка «Зарядье» Елены Войцеховской, в подклете, как правило, проходят выставки «одного предмета». Реализовать что-то большее здесь сложно, поскольку места не так много. 

Именно так хотели поступить и в этот раз: планировали просто продемонстрировать аппаратуру, с которой работали легенды военной журналистики — фотографы Евгений Халдей и Макс Альберт. Но постепенно к кинокамере и фотоаппарату «ФЭД» прибавились походная посуда и военное обмундирование разных времен, фотохроника войны в Афганистане и двух Чеченских войн, серия снимков времен сирийского конфликта и, конечно, кадры, которые делают фотографы «за ленточкой» СВО прямо сейчас. 

В результате решено было выставку расширить и посвятить ее всем военкорам нашей страны. Специально для проекта режиссер Екатерина Аркалова поговорила с корреспондентами, участвующими в освещении военных конфликтов об особенности работы в горячих точках и о долге каждого журналиста. Так, ей удалось пообщаться с одним из самых опытных военкоров — Александром Прохановым, считающимся «летописцем Афганской войны».

— Он рассказывал, что ездил на войну как художник и лишь отчасти — как репортер, — вспоминает режиссер. — И из каждой поездки кроме репортажа привозил целый роман. Наверное, каждый из военкоров его прекрасно понимает…

Все интервью легли в основу документального фильма, который транслируется на мультимедийном экране подклета. 

Центральным предметом экспозиции стала реконструкция передвижной партизанской типографии. Во время Великой Отечественной войны на мобильных печатных станках выпускались сводки, газеты, инструкции для бойцов, агитационные листовки и брошюры. Кроме того, в предметной части выставки представлены одежда кинооператоров, снимавших кадры разгрома немецких войск под Москвой в 1941 году.

Несмотря на то что помещение действительно маленькое для демонстрации исторических параллелей, кураторам удалось практически «на пальцах» показать главное техническое отличие работы военкоров 1940-х годов от их современных коллег.

— Одна видеокамера времен Великой Отечественной весит, как бронежилет сегодня, — поясняет Аркалова. 

Можно себе представить, каким массивным было оборудование оператора век назад и как мало возможностей для маневров оно давало! Сегодня же военкоры снимают на телефоны и камеры, которые почти ничего не весят и не занимают места. Однако легче от этого их работа не стала. В фильме Аркаловой журналисты рассказали о том, что является «красной линией» для военного корреспондента. Ни одна сенсация не стоит морального предательства, и это главное правило для военкоров всех времен! А когда на кону жизнь человека, то и о сенсациях приходится забыть.

Сильнее погрузиться в атмосферу выставки помогает звуковая инсталляция из фрагментов военных песен, звенящей тишины прифронтовой полосы, ветра, колышущего колосья и коротких военкоровских сводок.

На фото Анна Халдей, дочь военкора Евгения Халдея
На фото Анна Халдей, дочь военкора Евгения Халдея

КОММЕНТАРИЙ

— Во все времена работа военного фотокорреспондента характеризовалась и характеризуется прежде всего ответственностью. Он должен определиться со своей позицией к тем событиям, к которым причастен как журналист, поскольку в основе любой фотографии — личность ее автора. Мой отец очень гордился тем доверием, которое ему оказали как корреспонденту, отправленному на фронт. И он старался в своих фотографиях показать лучшие качества наших бойцов, для того чтобы эти снимки служили примером мужества, храбрости и стойкости. А снять так, чтобы запечатленное мгновение останавливало зрителя и сегодня, и через года, может не каждый. Вспомним знаменитую фотографию Макса Альперта «Комбат», запечатлевшую командира, который поднимает солдат в атаку. Этот снимок стал тогда примером для многих, да и сегодня имеет магическую силу. Альпертовский «Комбат» — один из главных фотографических образов Великой Отечественной войны.

Новости партнеров