Самоцветы ювелира
Для изысканной публики Москвы Кузнецкий мост стал главной торговой артерией еще в середине XIX столетия. Взглянуть на дом, где располагались богатые ювелирные магазины и редакции передовых изданий, в "святилище роскоши моды", "МЦ" отправилась с москвоведом Андреем Ледневым.
В разное время здесь располагались ювелирные магазины и редакции передовых изданий. Такая жизнь у дома началась после того, как его в 1874 году купило Московское купеческое общество.
Роковая стройка
В 1887 году общество поручило архитектору Александру Каминскому перестроить здание под нужды доходного дома.
Для Каминского, семейного архитектора семьи Третьяковых, эта перестройка стала роковой.
— Во время строительства произошло обрушение. Погибли рабочие. Архитектора приговорили к шестинедельному заключению, — рассказывает москвовед Андрей Леднев.
Тем не менее, здание было достроено, и его "деловая" судьба складывалась вполне удачно. Доходный дом занял прочные торговые позиции в "аристократическом пункте Москвы", по выражению историка Михаила Пыляева.
В здании расположились редакция газеты «Циклист», книжный магазин «Агентства Парижской прессы», в магазине П. А. Шмита торговали мебелью, а у Дациаро (издательство, прославившееся литографированными альбомами) — эстампами и гравюрами.
Броши из березы
Площади в доходном доме пришлись по душе и ювелирам.
— Из четырех ювелирных магазинов тот, что смотрел на Кузнецкий Мост, принадлежал легендарному Карлу Фаберже, — говорит Леднев. — С 1890 года здесь помещались фирменный магазин с бронированными подвалами и мастерская, славившаяся серебряными изделиями.
Поставщик Высочайшего двора, «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», придворный ювелир Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского, Короля Сиама — ставший легендой Карл Фаберже оставил потомкам немало загадок.
— Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют, — эта фраза Карла Фаберже стала девизом, которым потомственный ювелир руководствовался на протяжении всей жизни.
Он первым в России использует отечественные поделочные камни, которые в ювелирном деле раньше не применялись. Так, в одном изделии могли сочетаться драгоценные металлы и камни с самоцветами уральскими, алтайскими, забайкальскими. Ювелир ввел в моду броские прямоугольные броши из карельской березы с бриллиантами.
Реквизиция и клады
После Февральской революции постоянные клиенты, зная честность Фаберже, стали отдавать драгоценности на хранение мастеру. В Москве ценности хранились в бронированном подвале магазина (в Петрограде для этого использовался лифтсейф).
В 1918 году на московское имущество Фаберже наложили арест, в 1919-м начался вывоз драгоценностей.
Согласно описи, изъяли более двух тысяч различных предметов — золотую и серебряную посуду, многочисленные скульптуры, ювелирные украшения. В Петрограде хранились ценности на сумму более семи миллионов рублей.
По мнению исследователей, часть сокровищ мастеру все же удалось спрятать — у друзей, доверенных лиц, близких родственников.
Тем, кто верит в легенды, клады Фаберже до сих пор не дают покоя.
КСТАТИ
В 1990 году при реконструкции дома 13 на Солянке нашли тайник в перекрытиях между этажами. В жестяных коробочках лежали золотые и платиновые украшения с бриллиантами, жемчугом, сапфирами, которые эксперты приписали работе Фаберже. Часть из них хранится в Оружейной палате.
В доме 13 на Пречистенке в начале 1980-х при ремонте нашли еще одну «захоронку». Предположили, что ее сделал сын Карла Фаберже Александр, он жил в этом доме. О находке рабочие сообщили в Ленинский райисполком. Им даже выплатили 25 процентов.