Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Сейчас время требует поступков

Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин (слева) и актер Владимир Стеклов на Аллее героев в Мариуполе. Фото 2022 года
Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин (слева) и актер Владимир Стеклов на Аллее героев в Мариуполе. Фото 2022 года. Фото: Алексей Куденко, РИА Новости
Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин (слева) и актер Владимир Стеклов на Аллее героев в Мариуполе. Фото 2022 года. Фото: Алексей Куденко, РИА Новости
Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин (слева) и актер Владимир Стеклов на Аллее героев в Мариуполе. Фото 2022 года. Фото: Алексей Куденко, РИА Новости

Художественный руководитель Московского современного художественного театра народный артист РФ Владимир Стеклов был одним из первых актеров, которые должны были отправиться на съемки… в космос. К сожалению, вылет так и не состоялся. Накануне Дня космонавтики он вспомнил, как проходил отбор и подготовка к полету. 

В конце 1990-х режиссер Юрий Кара задумал фильм «Тавро Кассандры», где одну из ролей должен был сыграть Владимир Стеклов. Отдельные сцены предполагали снимать на орбитальной станции. Владимир Александрович был отобран в отряд космонавтов, прошел необходимую подготовку и успешно сдал экзамены. Однако задумка не удалась: не хватило финансирования. Фильм позже был снят другим режиссером, вышел под другим названием. Но от «космических» сцен все равно пришлось отказаться. А Владимир Стеклов остался первым актером в мире, кто прошел отбор в отряд космонавтов. 

— Владимир Александрович, чтобы пройти отбор, нужно быть абсолютно здоровым человеком, недаром говорят: «здоровье как у космонавта». У вас возникали трудности при подготовке к съемкам?

— С первых дней. Какое бы ни было здоровье, профессиональная специфика присутствует: стандарты для отбора кандидатов создавались еще при наборе первого отряда, и эти параметры не менялись с тех времен. И если у тебя где-то показатели превышают норму: высокое давление, пульс или что-то другое, ты не проходишь. И какие бы у тебя ни были морально-волевые качества, они не помогут. Во время тренировок мы утром всегда шли к медикам, которые проверяли состояние организма, потом на теоретические дисциплины. Они тоже требовали особого внимания и подготовки, так как у меня нет технического образования. Надо было запоминать конструкцию узлов, сегментов, надо было учить и зубрить, а потом эти знания применять на практике. Например, уметь сделать неисправный прибор исправным, ведь нештатная ситуация может случиться всегда. На экзамены приезжали люди из разных организаций, в том числе из Центра имени М. В. Хруничева, и экзаменовали, не делая скидок на то, что ты актер. И вроде бы медиков ты прошел, а дальше… тоже можно запнуться. Но в итоге ты увлекаешься и стараешься быть не хуже тех ребят, которые в профессии. Особенно когда занимаешься в составе экипажа с человеком, имеющим опыт космического полета, и с человеком, который не летал, но десять лет находится в отряде космонавтов. И это подстегивает, не хочется быть хуже. 

— Юрий Кара рассказывал, что специально для вас было уже сделано кресло для космического корабля. Не знаете, что стало с тем креслом, не было желания забрать себе на память?

— Космическое кресло у всех одинаковое, а вот ложемент делается индивидуально, равно как и полетный костюм «Сокол». И куда они попали, не знаю. Мне обещали после полета подарить рукавицы, но поскольку полета не состоялось, то и подарка не случилось.

Владимир Стеклов на первой Булгаковской премии «Рукописи не горят». Фото 2019 года
Владимир Стеклов на первой Булгаковской премии «Рукописи не горят». Фото 2019 года

— Что-то из тренировок особенно запомнилось? 

— Нужно было надеть скафандр без чьей-то помощи, сесть в ложемент, тебя погружали в барокамеру, и ты находился там четыре часа. Пошевелиться нельзя было, но помню, как в иллюминатор заглядывали люди и показывали большой палец. То есть все было нормально! 

— Владимир Александрович, вы недавно вернулись с Донбасса, куда отвозили гуманитарную помощь для бойцов спецоперации. Расскажите о встречах с военнослужащими, как давно оказываете помощь и почему? 

— Мы живем в непростое время. И то, что происходит, на самом деле совсем рядом, ты ощущаешь особенно остро. Трагедия,которая произошла в «Крокусе», напоминает, что все это очень близко. И когда подвиги совершают не только взрослые люди, но и мальчишки, радуешься, что такие люди есть, и понимаешь, что место подвигу есть всегда. А сейчас особенно время требует не только декларативности, но и поступков. 

Помогать бойцам, которые находятся в зоне проведения специальной военной операции, для нашего театра — обязанность как гражданская, так и человеческая. МСХТ начал туда ездить, когда Донбасс еще не был в составе России. Хотя я считаю, что эти регионы были в нашей стране в с е г д а — как Крым, так и Запорожье, Луганск, Донецк, Херсон. Это стало явью, у нас там появилось много друзей. Никто актеров не заставляет, каждый делает выбор сам. Мы едем туда с большим сердцем и с большим уважением. Считаем это своим долгом. 

— Вы создали свой театр — Московский современный художественный театр. Почему и как приходится работать? 

— Меня привлекала возможность создавать что-то новое, свое. Ведь в государственных театрах, при всем уважении, ты человек наемный. А здесь мы с директором и главным режиссером Русланом Банковским попытались создать свой театр, в котором своя художественная целостность, направление. Здесь ты можешь влиять на репертуарную политику. И дело даже не в финансировании и дотациях. В государственном театре бывает: не получился эксперимент, скажут, мол, мы попробуем иначе, попробуем идти другим путем. А у нас, если сделал продукт, который не был востребован зрителем, — это удар по твоему имиджу и по твоей кассе. И нельзя ссылаться на то, что у тебя в репертуаре большинство классических произведений. 

— Чтобы привлечь внимание к театру, нужны ли звездный актерский состав, или неординарные постановки. На что делали ставку вы? 

— На актерский ансамбль, к нему у нас очень серьезный подход. И на материал — это может быть как классическое, так и современное произведение, но это должен быть полноценный литературный материал. Некоторые своей «неординарностью» нарушают само понятие классического произведения, тем самым компрометируют его, иногда доводя до пошлости. У нас однозначно такого нет.

СПРАВКА

Владимир Александрович Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде Казахской ССР. Окончил Астраханское театральное училище. Работал в драматических театрах города Кинешмы и Петропавловска-Камчатского, потом был актером московских театров — Театра имени Ленинского комсомола, «Школы современной пьесы». Впоследствии создал собственный — Московский современный художественный театр. В 2001 году присвоено звание народного артиста России.

Новости партнеров