Сэлфи как современное искусство: интервью с молодым фотографом Алексеем Фокиным
Во всем мире 19 августа фотографы отметили свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1839 году общественность впервые увидела новый метод получения отпечатки снимков — дагерротип. В связи с этой датой корреспондент газеты «Москва.Центр» взял интервью у молодого фотографа Алексея Фокина. Он рассказал об уличном жанре съемок, отношении к сэлфи, о любимых галереях и местах в центре столицы.
— Ты занимаешься фотографией пять лет. С чего это началось и почему начал снимать именно в жанре стрит-фотографии?
— В университете, где я учился на актерском, было задание — перевоплощаться в персонажей и проживать их жизни. Мы наблюдали за людьми. Некоторые снимали видео, а я для наглядности начал фотографировать. Сначала на телефон, потом купил камеру.
В уличной фотографии есть своя концепция, что сейчас бывает даже важнее качества. Еще нужно понимать отличие стрит-съемки от репортажа.
У репортажа есть событие, и ты работаешь в сжатый срок. В уличной фотографии такого нет. Иногда, чтобы сделать один кадр, приходится тратить целый день. А еще, стрит помогает коротать время, которое проводишь наедине с собой.
— Какие твои любимые места в центре Москвы, где можно продуктивно провести время?
— Это Китай-город. Там царит атмосфера андеграунда.
— Сейчас андеграунд стал одним из стилей съемки. Как можно развивать его в себе?
— Во-первых, себя никогда не нужно ограничивать. Например, Пабло Пикассо. У него было около 50 стилистик, в которых он писал картины. С фотографией примерно тоже самое. Оставаться в одном стиле, значит зайти в тупик. Для этого нужно целенаправленно его ломать.
— Как это делать?
— Очень просто — делаешь то, чего раньше не делал. Или абсолютно противоположное.
— Говорят, что развивать стиль помогает насмотренность фотографий других авторов.
— Насмотренность — это важно. Ты можешь взять какие-то элементы, но повторить доподлинно не получится. Но вообще смотреть нужно, разумеется.
— Кстати, на счет «смотреть». Фотографы ведь тоже ходят на выставки, у тебя есть любимая галерея?
— Да, это Мультимедиа арт музей. Там есть по-настоящему талантливые фотографии.
— В МАММ выставляют работы учеников Школы Родченко, ты не хотел туда поступить?
— Так я и поступил, на курс Игоря Мухина. Только отказался. Я как раз был на втором курсе университета, а чтобы заниматься в фотошколе, нужно посвящать этому очень много времени.
— Как показывает практика, чтобы быть фотографом, не обязательно учиться. Для чего идут в фотошколы?
— Все зависит от уровня владения камерой. Если человек туда идет чтобы понять, как это вообще работает — тогда это сомнительная затея. Думаю, самому разобраться с этим будет интереснее. Если человек уже умеет держать камеру, тут уже разные цели. Кто-то хочет отточить технику. Некоторым нужен наставник, который направит их взгляд на вещи, которые он раньше не замечал.
— Возвращаясь к фотовыставкам. Ты тоже представлял свои работы в галереях, расскажи об этом.
— Да, я участвовал в выставках. Всего их было десять. Это началось еще в 2015 году. Тогда я отправлял фотографии сам, первая выставка была в Винзаводе. Но экспозиция была скучная, мне не понравилось.
Потом были проекты интереснее. В некоторые меня приглашали. Например, Андрей Бартенев вышел на меня сам и предложил поучаствовать в выставке «Цветное здесь». А еще была нелегальная выставка в Париже. Организаторы взяли фотографии без моего ведома. Это было на премьере фильма «Лето» во Франции. Вроде обидно, но приятно…
— Одна из серий твоих работ как раз со съемок этого фильма, ее можно было увидеть в «Гоголь Центре». Как актер и фотограф, видишь ли ты связь между этими видами искусства?
— Эта связь есть, и она помогает в профессиональном и коммерческом плане. Ты смотришь на кинопроцесс, уже зная его изнутри. Так проще ловить кадры. С другой стороны, когда ты находишься вне этой индустрии, можешь посмотреть на нее свежим взглядом.
Но все равно на площадках есть материал, с которым можно работать. Иногда меня просят снимать афиши. А одну из моих фотографий со съемок «Лета» поставили как официальную обложку к альбому с саундтреками.
— Всегда было интересно, как к фотографу приходит популярность?
— Не знаю, я всегда занимался фотографией, потому что мне это нравится. Не задумываясь об аудитории. Людям это нравится. Хотя иногда сложно понять, какие именно у них вкусы. Но сейчас в тренде, определенно, концепция.
— Концепция занимает важное место в современном искусстве. Что скажешь о нем?
— Современное искусство — это прекрасно! Оно исправно выполняет свою миссию — отражает действительность и открывает новые формы.
— А сэлфи — это актуально?
— Сэлфи — это одно из проявлений современного искусства. Они тоже бывают разными. Иногда в них художественной ценности больше, чем в профессиональном снимке. Да и качество сэлфи иногда не уступает хорошей технике. Хотя и это условно. Вопрос качества исключительно в задаче. Если тебе нужны интересные снимки, которые сейчас хотят все — тогда даже телефон отлично справится с этим.
— К вопросу о художественной ценности. Сейчас стало модно покупать недорогую технику и заявлять о себе как о фотографе. Как бороться с дилетантами?
— Никак. Пусть снимают, самовыражаются и радуются жизни. Фотография — это, прежде всего, творчество. Если у тебя есть к нему порыв, это замечательно. Конечно, художественная ценность в этих кадрах есть далеко не всегда. Но чего ты хочешь от этих снимков? Мы вот смеемся с туристов, что они фотографируют все подряд. Но в этом же и есть суть фотографии — запомнить себя в определенный момент времени в каком-то месте. Можно даже себе задать вопрос — на что тебе будет интересно посмотреть через 50 лет? На свою семью, родителей. Фотография возвращает тебя к определенному моменту, оживляет воспоминания.
— Тогда что отличает фотографа-профессионала от любителя?
— Я думаю, что это, прежде всего, техническая подкованность. Это люди с большим опытом, которые хорошо разбираются в своей технике и которые больше остальных замечают то, на что любитель не обратил бы внимания.
— Подводя черту, для кого придумали день фотографа и как его отмечают?
— Этот праздник граничит с мифологическим, так как, по-моему, только в этом году его отмечали раза три. Нет традиции отмечать этот день. Но иногда замечаю, что люди поздравляют друг друга в социальных сетях. Вообще фотографы на удивление дружная профессиональная каста — они и поддержат друг друга, и совет дадут, и три раза в год поздравят коллег с профессиональным праздником. Замечательные люди.