Сергей Маковецкий: Настоящий профессионал всегда эгоист
Один из самых популярных актеров российского кино и театра живет и работает в Центральном округе. Сейчас Сергей Васильевич снимается в фильме «Подкидыш», где играет одну из главных ролей. Некоторые сцены, к слову, снимались на Тверском бульваре — месте, узнаваемом и любимом горожанами.
Вполне естественно, что первый вопрос мы задали как раз о новом фильме, который многие бы назвали ремейком одноименной советской ленты 1940 года с Фаиной Раневской. Однако создатели уверяют, что новый фильм — самостоятельная история с оригинальными персонажами и сюжетом. Хотя отсылы к классике, безусловно, будут.
- Сергей Васильевич, как продвигается работа над фильмом?
- Как вы правильно заметили, это действительно фильм, а не ремейк широко известной советской картины. В новом «Подкидыше» концепция сохранилась, но это уже другая Москва — все-таки и люди изменились, и дела их, их речь, да и темп жизни. В этом фильме я примерил на себя роль антагониста — плохого человека, который из животных любит делать чучел.
- А что для вас самое главное в работе над ролью?
- Всеми силами избегать неправды, добиваться максимальной достоверности.
- Кто же определяет уровень достоверности вашей работы?
- Мои друзья. У большинства из нас, например, неверное представление о работе следователей. А мне, как вы знаете, доводилось их играть. Когда в кино я вижу следователя с пистолетом, мне хочется сказать: «Неправда!» Следователь — это ручка, бумага и интеллект. Это человек, который добывает доказательства. Когда играешь представителя той или иной профессии, пытаешься понять: а в чем суть его работы?
- Многие ваши коллеги говорят, что каждая сыгранная роль накладывает определенный эмоциональный отпечаток. С этим нужно бороться или принимать как должное?
- Признаюсь, до сих пор для себя так и не решил — должны ли роли оказывать такое сильное воздействие на актера, чтобы каждый раз он менялся, брал от своих героев что-то новое. Ведь если так, до бесконечности, впитывать в себя внутренний мир своих персонажей, легко забыть, кто ты сам настоящий. Я, как воспитанник вахтанговской театральной школы, склонен думать, что актерство — игра. Но роль дяди Вани очень меня изменила (постановка Римаса Туминаса одноименной пьесы А. Чехова, Театр им. Вахтангова. — «МЦ»). «Дядя Ваня» — самый сложный жанр, трагикомедия, а у меня получилось это сыграть, и я счастлив. Вот дядя Ваня говорит: «Пропала жизнь». Можно играть это шумно, с эмоциями через край, а можно — очень просто, тихо, тогда эти слова проникают зрителю в самое сердце. Кричать о пропавшей жизни бессмысленно. Я почувствовал, что у Ивана Петровича Войницкого это не крик, а некая точка. Констатация факта. Когда так сыграно, получается гораздо страшнее.
- Для того чтобы играть достоверно, скажем, следователя, вы, наверное, читаете детективы?
- Да, очень люблю детективное чтиво. К сожалению, не всегда удается прочитать хороший, особенно современный. Поэтому бесконечное количество раз перечитываю Агату Кристи, особенно ее роман «Убийство Роджера Экройда». Очень люблю Жапризо «Ловушка для Золушки» — грандиозная вещь!
- От чтения к письму. Сегодня очень многие ваши коллеги становятся активными пользователями социальных сетей...
- Это не про меня. У меня нет своего сайта, я не сижу в социальных сетях. Боюсь, что как только я создам свою страницу, то увязну в болоте. Я же вижу явные примеры сумасшествия у некоторых коллег, которые в паузе между дублями пишут посты в соцсети. Боюсь, скоро из гроба будут делать селфи. Люди, вместо того чтобы реально помочь кому-то, снимают страдания человека на телефон. Это цинизм. Это чудовищно. Внук заставил меня подключить WhatsApp, чтобы можно оперативно беседовать, но не более того. И, уверяю вас, меня никогда не будет в соцсетях.
- Актерство, в силу своей специфики, чревато эмоциональным выгоранием. В чем ваш рецепт спасения?
- Актеру, впрочем, как и любому мужчине, который стремится состояться в профессии, необходимо быть эгоистом. Иначе нельзя. У меня одна из самых эгоистичных профессий. В этом эгоизме, на мой взгляд, состоит спасение. И если женщина часто готова раствориться в любимом мужчине, он себе этого позволить не может. В противном случае рискует потерять себя. Умная женщина это понимает, поэтому никогда не потребует от любимого мужчины такой жертвы — полностью отдаться любви.
- Ну а деньги, по-вашему, могут стать стимулом для актера?
- Никогда в жизни я не снимался ради денег. Мне хочется работать и получать удовольствие, по-другому я и не умею. Разумеется, если за работу в хороших картинах заплатят достойные деньги, — замечательно. Хотя на тему заработка представителей актерской профессии в нашей стране, увы, лучше не говорить.
СПРАВКА
Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года в Киеве. Носит фамилию матери, так как его отец ушел из семьи после его рождения. Мать работала на заводе искусственных кож «Вулкан», поэтому, по воспоминаниям актера, его детство прошло в рабочих общежитиях. Занимался фигурным катанием и водным поло, но, однажды сыграв в школьной постановке, захотел стать актером. С 1980 года работает в Театре имени Вахтангова. Кинематографическая карьера началась в 1982 году.