Сергей Соловьев не станет страдать ради искусства
Кинорежиссер гордится тем, что от открыл миру Кустурицу
Мы встретились с кинорежиссером Сергеем Соловьевым, автором фильмов «Асса», «Чужая белая и рябой», «Анна Каренина», в его квартире на Большой Бронной.
Общались на кухне под большим красным абажуром. Из коридора нельзя было не увидеть большой рояль, на котором играет единственная дочь режиссера — композитор и музыкант Анна Друбич.
- Сергей Александрович, режиссером рождаются или становятся?
- В 13 лет я увидел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» и решил стать режиссером. Такой же эффект произвел этот фильм на Глеба Панфилова ( в тот момент он был секретарем горкома комсомола, и тут же бросил партийную карьеру и поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов).
И Андрей Кончаловский ушел из Московской консерватории, увидев «Летят журавли». Понимаете, какую силу имеет большое кино? Главное правило в режиссуре — бескорыстная любовь к кино. Эту любовь можно сравнить с любовью к женщине — иногда губительной, иногда невзаимной, но бескорыстной — непременно. Любовь — не место для амбиций. К сожалению, современный кинематограф, и особенно фестивальный, пронизан амбициозностью, а не любовью.
- А какие они режиссеры — такие, как вы?
- Я лучше сначала похвастаюсь и расскажу вам о том, как невольно я открыл мировому кинематографу гения. В 1981 году я был членом жюри Венецианского фестиваля. Там был придуман хитрый ход — оставлять в зале всего одного дежурного из жюри, и если он увидит на экране нечто стоящее, зовет остальных.
Как - то оставили дежурить меня. И был первым , кто увидел фильм Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?». Признаюсь, я задремал, но уже очень быстро, взглянув на экран, понял, что вот оно — долгожданное кино. Побежал за остальными, выкрикивая фамилию: Кус-ту-ри-ца.
Американский режиссер, продюсер Питер Богданович, председатель жюри, тут же отреагировал: «Кустурица — югослав, а у меня папа — югослав». Кстати, в это время Кустурица за эту картину мыл сортиры в армии. Мы присудили ему специальный приз и добились того, что президентский самолет доставил Кустурицу в Венецию.
- Я общалась с Кустурицей. Сильная личность. А если режиссеры не обладают такой волей, как у Кустурицы? Я не очень волевой.
- Я — конформист.
Страдать и мыть сортиры ради искусства никогда не хотел.
- Вы хорошо знали и Андрея Тарковского. В чем его уникальность?
- Тарковский — феномен, существующий по своим законам. Наш общий учитель Михаил Ильич Ромм говорил, что «более дикого студента, чем Тарковский, у него не было». По словам Ромма, до третьего курса Андрей интересовался только модой и почти ничего не делал. И вдруг с ним произошло что-то удивительное, в результате чего мы получили режиссера Тарковского. В некоторые моменты с Тарковским общаться было невозможно — такой трудный человек. Насколько негармоничной, противоречивой была жизнь Тарковского, настолько гармоничные, цельные его картины.
Что мы все о работе. А семья? Я — отец взрослой дочери: очень талантливого композитора, пианистки Анны. Ее мама — самая прекрасная в мире женщ и н а Татьяна Друбич. После развода мы остались родными людьми, сохранившими привычку ежедневно делиться друг с другом радостями, проблемами. Я же вам уже сказал: любовь — не место для амбиций.
СПРАВКА
Сергей Александрович Соловьев родился в городе Кемь Карело-Финской ССР в 1944 году. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1969 году начал работать на киностудии «Мосфильм», дебютировав как режиссер в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье».
Автор 19 фильмов, среди них трилогия «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом».
Дважды входил в жюри Венецианского кинофестиваля.