Шахтер и Колхозница снова на посту
Завершилась реставрация скульптур, стоящих перед домом № 16, строение 2, в Подколокольном переулке (Таганский район). В народе здание известно как «Дом с фигурами», а сами статуи — как «Шахтер» и «Колхозница».
Фасад этого дома вместе со статуями полюбился нашим кинематографистам. Зданий, украшенных скульптурами, в Москве хватает. Но мало где эти фигуры расположены на такой удобной высоте, чтобы поместиться на заднем плане снятого с земли кадра.
Меж двух эпох
Дом № 16 в Подколокольном построили для Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева (в нем были квартиры для сотрудников и общежитие для курсантов). Проект восьмиэтажного здания принадлежит архитектору Илье Голосову (отсюда еще одно народное название — «голосовский дом»). Первую очередь (сейчас это строение 1) возвели в 1934– 1936 годах. Вторую (строение 2) — к 1941 году, но облицевали только в 1958-м. Стиль здания определяют как постконструктивистский: фасад почти гладкий, как в более раннюю эпоху, но уже есть элементы, которые ассоциируются со сталинским ампиром — в частности, фигуры перед фасадом.
Трудиться, учиться, защищаться
В 1933 году была выпущена открытка из серии «Строящаяся Москва», посвященная будущему «Общежитию начсостава РККА» (так называлось тогда здание). На ней видно, что с каждой стороны фасада высятся человеческие фигуры. И такое впечатление, что персонажей четверо — по два на каждом постаменте... Как бы то ни было, в результате перед домом оказались две фигуры. Одна официально называется «Промышленность» — это мужчина с отбойным молотком и книгой. Напротив — «Сельское хозяйство» в образе женщины со снопом и поднятой винтовкой. Это символ готовности советских людей не просто трудиться, но делать это с опорой на достижения науки, и не только растить урожай, но и защищать его. — Скульптуры изготовлены из бетона с добавлением мраморной крошки, — пояснили в пресс-службе Департамента культурного наследия Москвы. — Обе фигуры внутри частично полые и собраны на металлических каркасах. Автором скульптур был Алексей Евгеньевич Зеленский (1903– 1974). В некоторых источниках его соавтором назван М. И. Эпштейн — вероятно, Марк Исаевич Эпштейн (1899–1949).
Сырость не разводим
В 2007 году здание было принято на охрану как объект культурного наследия регионального значения. Но состояние скульптур явно не соответствовало статусу. «Шахтер» и «Колхозница» буквально крошились на виду у прохожих. Относительно невысокое расположение статуй работало против них: было заметно, что у «Колхозницы» обнажились ржавые арматурины в правой ноге, а от винтовки откололся кусок приклада... Но наконец тщательное изучение фигур было закончено — и началась реставрация.
— Специалисты очистили поверхность скульптур от загрязнений и старой краски, — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Затем их бережно демонтировали, предварительно промаркировав каждый элемент, и перевезли в реставрационные мастерские. Пока над восстановлением монументов трудились скульпторы, специалисты привели в порядок основания, на которых они находились. Поработали специалисты и с самим зданием: сделали новые водосточные трубы. Теперь на стилобате (то есть выступающих частях цоколя, на которых стоят постаменты скульптур) не будет скапливаться вода, а значит, обновленные «Шахтер» и «Колхозница» не будут страдать от сырости.
КСТАТИ
Дом и его статуи мелькают во многих фильмах:
■ «Розыгрыш» (1976). Возле этого дома Олег наталкивается на отца, который развлекает прохожих игрой на трубе.
■ «Покровские ворота» (1982). Савранский, увозящий на мотоцикле Хоботова и Людочку, проскакивает в арку дома.
■ «Холодное лето пятьдесят третьего...» (1987). Репрессированный инженер Скоробогатов погиб, а семья ценой отречения от мужа и отца сохранила не только свободу, но и квартиру в престижном доме.
■ «Брат-2» (2000). После перестрелки с бандитами Данила и Виктор Багровы бросают машину и проходят мимо этого дома.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Сюткин, певец, заслуженный артист России:
Мой папа вначале был слушателем Военно-инженерной академии, потом всю жизнь в ней преподавал. Меня привезли из роддома в этот дом, и я там прожил всю сознательную жизнь. Сначала у нас была комната в четырехкомнатной квартире, потом — две в трехкомнатной и, наконец, отдельное жилье. Мои окна выходили на бульвар — а значит, на всю Москву. Я с детства знал историю этого дома — мне ее рассказывали мама и бабушка. Статуи в свое время вызывали у меня возмущение: почему это мужчина — с молотком, а ружье — у женщины? Потом уже пришло понимание такого образа, как Родина-мать, и это перестало раздражать. Особо красивой мне эта тетя не казалась — уж больно мощная... В последние годы я живу в километре от этого дома, регулярно его вижу и слежу за его судьбой. Я очень обрадовался, что реставрация статуй наконец закончилась — без них был бы дом куцеват.