Шаляпин ценил инновации и помогал молодым живописцам
В Доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре (Пресненский район) открылась масштабная выставка к юбилею великого оперного певца. 13 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения самого высокооплачиваемого артиста России Серебряного века Федора Шаляпина. В старинной усадьбе воссоздали интерьер сразу двух его квартир. На первом этаже — московской, а на втором — петербуржской.
Точнее всего сказал о Шаляпине его педагог Дмитрий Усатов. С огромной любовью к бывшему ученику он констатировал: «Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и «бегун», странник, завсегдатай ресторанов...» Современники, вспоминая Шаляпина, всякий раз упоминали о масштабе его личности. И это касалось всего: таланта, отношения к жизни и семье. Вот, в частности, именно последняя и стала причиной аж двух квартир в двух российских столицах. Дело в том, что у Федора Ивановича семей было две.
Первая его жена — итальянская балерина Иола Торнаги. Шаляпин познакомился с ней благодаря купцу Савве Мамонтову, который впоследствии стал посаженым отцом на их свадьбе. Она родила шестерых детей. И в московском особняке, считавшемся официальным домом Шаляпина, весь второй этаж полностью принадлежал детям. Со второй женой, Марией Петцольд, Шаляпин познакомился на скачках. Они 20 лет прожили в гражданском браке, пока Иола перед эмиграцией Шаляпина во Францию не дала ему развод. Мария родила артисту трех дочерей, но воспитывать Шаляпину в Петербурге пришлось шестерых — двоих детей Марии от предыдущего брака и мальчика, которого семья усыновила. Впрочем, Шаляпина это не смущало. «Я люблю этих чертенят всех — и своих, и чужих», — писал певец Горькому.
Второй особняк тоже наполовину был отдан детям. Обстановка обоих домов была схожей: в них были и кабинеты Шаляпина, и огромные столовые. Певец отличался гостеприимством, и за его большим столом, который можно увидеть на выставке, нередко сидели Горький, Гиляровский, Бунин, Куприн.
«Отец любил людей, — вспоминала его дочь Ирина Шаляпина, — поэтому наш дом был полон гостями. Приходили запросто: сидели либо в комнате отца, либо в столовой. Беседы начинались обычно с политики, искусства, а заканчивались шутками и анекдотами. Здесь царил Коровин, неподражаемый мастер рассказа. Нередко и Федор Иванович увлекал всех забавными историями».
Сам Шаляпин, часто недоедавший в молодые годы, любил хорошо поесть, знал толк в изысканных блюдах, но обожал и простые теплые бублики, разогретые на самоваре.
На сенсорном экране, установленном в столовой, можно прочесть рецепт фирменного блюда семьи Шаляпиных — макарон «по-шаляпински», симбиоза русской и итальянской гастрономической культуры. Этот рецепт сохранили «московские» дети певца. На зеркале стоит список других любимых кушаний Шаляпина, оформленный в виде меню столичного ресторана. Здесь и пельмени в масле, и бифштексы по-деревенски, и солянка «сборная по-русски с оливками, каперсами и томатами».
— Шаляпин, несмотря на то, что происходил из простой крестьянской семьи, любил красивые вещи, — рассказывает куратор выставки Ирина Романова. — А завоевав мировую славу, мог многое себе позволить.
К примеру, он очень любил живопись, и художники нередко дарили ему свои работы. Но Шаляпин считал своим долгом регулярно покупать картины — для того чтобы поддержать молодых живописцев. Сегодня в экспозиции дома-музея можно увидеть полотна Валентина Серова, Константина Коровина и Василия Поленова.
В московской квартире артиста был даже пылесос — невиданная редкость по тем временам. В ванной текла горячая вода, а завтрак детям на второй этаж доставлял лифт. Федор Иванович был большим ценителям инноваций. Оценить чувство стиля Шаляпина (и его жен), а также сравнить бытовые условия в двух его квартирах может любой желающий — начиная с 15 февраля.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Певческий голос Шаляпина обладал удивительной мощью — он мог погасить свечи и даже, как утверждают, разбить бокал. Но эта силища сочеталась с удивительно яркой индивидуальностью и красотой тембра. Его пример очень вдохновляет молодых исполнителей. Во-первых, не дает зазнаваться, поскольку уровня Шаляпина достичь невозможно — это надо быть Шаляпиным. А во-вторых, способности, которые он демонстрировал, воодушевляют на работу над собственным мастерством. Если такое доступно человеку, значит, мне тоже нужно искать в себе искру, нечто свое, и развивать это.