«Шаляпин в юбке» выскочил из тайника
109 дореволюционных грампластинок обнаружили реставраторы замурованными в стене Главного дома усадьбы Бахрушиных (район Замоскворечье), где сейчас располагается музей. Одними из первых голоса из тайника услышали корреспонденты «МЦ».
Грампластинки начала ХХ века (1900–1910-х годов), преимущественно фирмы Gramophone Concert Record, сейчас в надежном месте: в музейном хранилище.
Здесь все напоминает архив: аккуратно расставлены коробки, папки. А вот и они — те самые пластинки, запакованы в белые конверты. В нише их нашли завернутыми в газеты и афиши 1960-х годов. «Упаковку» не сохранили — мол, музейной ценности не представляет. Сами же пластинки уже были ранее в списках экспонатов музея. А как раз в 1960-е вдруг пропали. Их списали как утерянные...
...Сегодня же, хоть пропажа и нашлась, остается немало вопросов, найти ответы на которые не каждому детективу под силу. Кому понадобилась аж сотня пластинок? Их кто-то хотел сберечь в период, когда некоторые музыканты и поэты становились запрещенными? Или, может быть, пластинки собирались украсть? Но в любом случае — почему коллекция осталась в тайнике?
— Как именно они оказались замурованными, сейчас уже не узнать, — обескураживает заместитель гендиректора — главный хранитель Театрального музея имени А. А. Бахрушина Виктория Журавлева. — Спустя 60 лет возможных очевидцев нет в живых.
Тем не менее научные сотрудники музея все же изучают находку. Возможно, удача вновь улыбнется и ответы на эти вопросы удастся найти. Оценивают и стоимость пластинок.
После всех процедур их снова зарегистрируют как музейные экспонаты. Тогда и посетители Бахрушинского музея смогут увидеть находку. И даже услышать записи с них. Ну а мы можем сделать это уже сейчас.
Хрупкие, как стекло
Виктория надевает белые перчатки, аккуратно достает одну пластинку из конверта и ставит ее в специальный проигрыватель. На нем две кнопки: 33 оборота в минуту и 45 оборотов в минуту. Виктория нажимает... обе.
Скорость такой граммофонной пластинки — 78 оборотов в минуту, поэтому на современном проигрывателе такую не включить, а вот специальный аппарат отлично подходит. Диаметр грампластинки — 25 сантиметров. Есть и поменьше — 17,5 сантиметра. Их можно считать настоящим раритетом: изготовлены они из шеллака, а не из винила, и по хрупкости напоминают стекло, поэтому до наших дней таких сохранилось очень мало. Виктория опускает иглу проигрывателя на черный диск. Мощный женский голос доносится из проигрывателя.
— Это оперная певица начала прошлого столетия Вера Петрова-Званцева, которую современники любили называть «Шаляпин в юбке». Ее прозвали так за сочетание красивого голоса, артистизма и харизмы, — объясняет Виктория Журавлева.
Одна песня, одна сторона
Спустя пару минут песня заканчивается. Оказывается, на грампластинку можно было записать композицию длительностью до трех минут — из-за высокой скорости воспроизведения больше такой носитель не вмещал. Поэтому оперы любителям приходилось кропотливо собирать по ариям.
— Но это было вполне по силам даже среднему классу, грампластинки были недорогими, — рассказывает главный хранитель музея Виктория Журавлева.
На найденных пластинках есть записи классических арий российских композиторов в исполнении знаменитых солистов Большого и Мариинского театров и частной оперы Сергея Зимина. Например, на них записаны партии из опер Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, а еще романсы, баллады, куплеты, серенады, дуэты, колыбельные и русские народные песни — «Ноченька» и «Не белы снеги».
Бесценность
Эта коллекция грампластинок представляет большой интерес для исследователей и любителей русского вокально-оперного творчества конца XIX — начала XX века.
— Эта неожиданная находка считавшихся утерянными предметов наполнила всех нас радостью и вызвала особый интерес у наших хранителей и научных сотрудников, — рассказала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова. — Результатом их большой и кропотливой работы станет выявление всех факторов, составляющих ценность обнаруженных предметов. Постоянное пополнение коллекции — это важная составляющая нашей работы, а подобные находки становятся бесценным подарком для всего музейного сообщества! В прошлом году мы приступили к масштабной комплексной сверке наших фондов.
Это даст возможность специалистам музея получить точную актуальную информацию о собрании музея и открыть доступ к нему широкому кругу историков, театроведов, исследователей.