Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Шесть копеек за диковину

Памятник архи- тектуры построен в конце XIX сто- летия из красного кирпича в стиле промышленной готики. Фото: архив, «Вечерняя Москва»
Памятник архи- тектуры построен в конце XIX сто- летия из красного кирпича в стиле промышленной готики. Фото: архив, «Вечерняя Москва»
Памятник архи- тектуры построен в конце XIX сто- летия из красного кирпича в стиле промышленной готики. Фото: архив, «Вечерняя Москва»
Памятник архитектуры построен в конце XIX столетия из красного кирпича в стиле промышленной готики. Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Комплекс зданий Миусского депо на Лесной улице, старейшего трамвайного парка Москвы, стал объектом культурного наследия.

История этого памятника архитектуры тесно связана с развитием московского общественного транспорта. В конце XIX века из его ворот на московские маршруты вышли сначала конки, затем — первые вагоны электротрамвая.

Время красивой архитектуры

- Комплекс зданий из красного кирпича, украшенный узорами кирпичной кладки и белыми наличниками, выстроенный в едином стиле промышленной готики, — настоящее украшение Лесной улицы, рассказывает краевед Александр Усольцев. — Депо на Лесной — великолепный образец промышленной готики, — отмечает историк. — Старейшее в Москве депо было возведено в 1874 году для обслуживания московской конно-железной дороги.

Конка — первый рельсовый конный трамвай — впервые появилась в Москве в 1872 году.

— Годом позднее, в 1873 году, Московская городская управа заключила контракт с графом Уваровым на строительство сети городских конно-железных дорог. Место для «головного», как бы сейчас сказали, офиса вместе с парком выбрали за Тверской заставой, — продолжает Усольцев.

Комплекс зданий для обслуживания новых линий возведен по проекту архитекторов М. Н. Глейнинга, Н. К. Жукова и Н. А. Сытенко.

— Конец XIX века — время красивой архитектуры, даже когда дело касалось абсолютно функциональных построек, — рассказывает историк.

Парк открылся в августе 1874 года. Миусское депо стало первым в городе предприятием общественного транспорта.

А 25 марта 1899 года состоялось торжественное открытие электрического трамвая на загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка. В салоне помещались две продольные скамьи с двумя десятками мест для сидения. На передней и задней площадках имелись стоячие места, максимальная скорость движения не превышала 25 верст в час (27 км/ч). Ходили трамваи редко и всегда были битком. Зато билет на трамвай — московскую техническую диковину! — стоил всего шесть копеек.

15 января 2018 года. Жительница столицы Полина Зотова прогуливается около комплекса зданий Миусского трамвайного депо в Тверском районе Москвы. Фото: Наталия Нечаева
15 января 2018 года. Жительница столицы Полина Зотова прогуливается около комплекса зданий Миусского трамвайного депо в Тверском районе Москвы. Фото: Наталия Нечаева

Новая страница истории

В том же 1899 году первые вагоны на электрической тяге отправились из ворот Миусского депо. Конюшни заменил административный корпус, был построен вагонный сарай. К его созданию приложил руку знаменитый инженер Владимир Шухов — по его проекту была выполнена стальная конструкция перекрытий вагонного сарая размером 29 на 70 метров.

В 1950-х годах депо превратилось в 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова, который не так давно расформировали.

В 2017 году комплекс наконец получил статус объекта культурного наследия. Определены инвестор и план реставрационных работ. И кто знает, возможно, в один прекрасный день из ворот Миусского депо снова выкатит трамвай, но уже современный, комфортный и быстрый.

 

СПРАВКА

Миусский трамвайный парк, расположенный по адресу: улица Лесная, дом 20, получил статус памятника культурного наследия регионального значения. Все сооружения отреставрируют и приспособят под современные нужды, не нарушив при этом их исторический облик. Реставрационные работы планируется завершить в апреле 2019 года.

Новости партнеров