Сходить в гости к Сереже
125 лет со дня рождения Сергея Есенина отмечается в 2020 году. В московском государственном музее поэта подготовка к этому событию уже идет полным ходом.
Корреспондент газеты «МЦ» решила посетить музей и посмотреть, чем он готов удивлять посетителей и поклонников поэта.
С чего все началось
Летом 1912 года под звон московских колоколов златокудрый юноша переступил порог деревянного дома, расположенного в Большом Строченовском переулке. Тут жил отец поэта.
Сейчас, спустя 108 лет, здание это уже нежилое, но память о поэте в нем жива до сих пор.
Директор Музея С. А. Есенина Светлана Николаевна Шетракова встречает нас у входа, откуда и начинается путешествие в творческую вселенную хулигана. Вход оформлен не портретом поэта, а деревянной изгородью с разнотравьем за ней. Как поэт когда-то пришел из деревни в город, так и посетители могут повторить в какой-то степени его путь: прихожая — начало, село Константиново, последующие комнаты — продолжение, Москва. Мы идем по зеленому ковру, будто по траве, что росла в деревне. И вот открывается вид на комнату-спаленку: образок в углу, лампадка, перинка.
Более 100 лет назад именно тут начали рождаться будущие поэтические шедевры.
— За легкостью восприятия гениального наследия Есенина кроется загадка, разгадать которую я не могу до сих пор, — при знается Светлана Николаевна, посвятившая более 40 лет своей жизни изучению творчества Сергея Александровича.
Слушая Светлану Николаевну, не проникнуться любовью к Есенину невозможно. Ты наполняешься этим чувством, поновому вслушиваешься в строки и понимаешь: да, поэт видел Россию такой, какой, пожалуй, ее не видел более никто.
— Можно читать детям тысячи лекций о любви к окружающей среде. Но ко мне после экскурсии подошла девочка и сказала, что траву на даче она больше рвать не будет. Потому что она живая. Как об этом сказать, чтобы ребенок понял? — задает Светлана Николаевна вопрос.
И сама отвечает на него: — Сергей Александрович знал как...
И все-таки — гений ...
Небольшое по площади пространство другой комнаты вместило труды поэта, созданные им на протяжении 15 лет. Здесь и рукописные отрывки автобиографии, первые стихи, написанные в возрасте восьми–девяти лет, семейные фото.
«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. И когда лошади пили, мне казалось, они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов...» — так писал Есенин, вспоминая детство. Читая эти строки, поражаешься — сколько же поэтического сконцентрировано даже в его прозе! Тонкое восприятие окружающего было свойственно Сергею Александровичу с ранних лет. Он пронес такое по-детски непосредственное отношение к жизни через годы и сумел выразить его на бумаге.
Созданный на общественных началах музей вмещает в себе огромные сокровища. Атмосфера заставляет понять, что образ «деревенского валенка», создаваемый в школах, — одномерен и лжив. Есенин — философствующий гений, опередивший свое время. Преданность, с которой относится Светлана Николаевна к наследию Есенина, заразительна. Но есть ли смысл рассказывать, если это можно ощутить самостоятельно?