Опрос

30 сентября отмечается День интернета в России. В Москве свыше 27 тысяч точек к городскому бесплатному Wi-Fi. В каких местах наиболее часто, Вы используете городской интернет?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Шоковая терапия искусством от Щукина

3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева
3 мая 2018 года. Здание по Большому Знаменскому переулку, которое принадлежало Щукину, сейчас находится в ведении Министерства обороны. Фото: Наталия Нечаева

В начале XX века дом 8 по Большому Знаменскому переулку распахивал двери для всех желающих осмотреть знаменитую коллекцию полотен хозяина, предпринимателя и мецената Сергея Щукина. Экскурсантов ждали шокирующие полотна Моне, Дега, Матисса, Гогена.

Уютная двухэтажная усадьба в XVIII веке принадлежала поручику Алексею Столыпину, пензенскому предводителю дворянства и прадеду поэта Михаила Лермонтова. В середине XIX века дом, которым владела княжеская семья Трубецких, славился своими балами и приемами — по слухам, здесь бывал Александр Пушкин. В 80-х годах XIX века хозяином дома стал купец Иван Васильевич Щукин, который позднее подарил усадьбу своему сыну Сергею — будущему коллекционеру.

Ощущение чудесного

Сергей Щукин превратил усадьбу в культурный салон — у поклонника искусств и мецената бывали Дягилев, Станиславский, Рахманинов, Шаляпин.
— Только в Москве можно было встретить такие чудеса, такую тихую деревенскую усадьбу в самом центре огромного и шумного города. Но ощущение чего-то чудесного усиливалось, как только вы переступали порог этого дома — и сразу оказывались как бы в Париже, в самом современном, левом Париже..., писал Александр Бенуа, имея в виду коллекцию полотен западноевропейских художников.

Мечтал создать музей

«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай». Таким принципом при выборе картин руководствовался Щукин. У него было замечательное чутье. Сергей Иванович начал собирать Сезанна, Ван Гога, Гогена в то время, когда в России, да и на родине художников, еще не понимали и не могли оценить это искусство.

Любимым художником Щукина был Анри Матисс — его картинами был заполнен кабинет и даже гардеробная. По его заказу художник написал панно «Танец» (и «Музыка»). Как-то к Щукину пришел Репин, увидел «Танец» и пообещал, что в этом доме ноги его больше не будет.

В 1911 году Матисс гостил у Щукина. В дневнике писателя Андрея Белого осталась запись, что Матисс «зажился у него: пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де ехать в Париж…» В 1914 году Сергей Иванович открыл галерею для широкой публики, мечтая создать музей новой французской живописи. Уникальная щукинская коллекция импрессионистов сделала это место легендарным как для истории отечественного искусства, так и мирового, отмечает историк Михаил Коробко.

Коллекционер на фоне картины Матисса «Женщина в зеленом».

— Щукин сделал не меньше, чем Третьяков, потому как если Третьяков собирал современность, то Щукин — будущее, — подчеркнул историк. Планы нарушила революция.
Щукин оказался в эмиграции, а коллекция — в новоиспеченном «Первом музее новой западной живописи». Позже собрание Щукина стало частью Музея нового западного искусства, который просуществовал до 1948 года. Сегодня здание находится в ведении Министерства обороны, а щукинская коллекция — в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже.

Новости партнеров