Шпоры для «Пестрой кошки» нашли на Волхонке


На днях в Пушкинский музей (район Хамовники) пришел файл из далекого Монтевидео, столицы Уругвая. На фото конной статуе прилаживают шпоры — а образец, по которому их изготовили, был сделан у нас на Волхонке.
Он жил в Италии XV века — военачальник Эразмо да Нарни, прозванный за коварство и решимость Гаттамелата («Пестрая кошка»). Но сегодня он знаменит не столько своими боевыми успехами, сколько памятником, который ему поставил скульптор Донателло. Эта роскошная конная статуя из бронзы была воздвигнута в 1453 году в городе Падуя на площади Пьяцца дель Санто. Известны и две ее копии в натуральную величину. Одна (это слепок) находится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, посреди Итальянского дворика. Другая копия, бронзовая, с 1963 года стоит в столице Уругвая Монтевидео, в парке Плаза Италия.
В мае 2019 года в Монтевидео стали ремонтировать тоннель под Плаза Италия. Для удобства памятник сняли и отправили в хранилище. А когда полтора года спустя вытащили оттуда — ахнули: какие-то вандалы похитили у Гаттамелаты шпоры.
Бронзового храбреца вернули на постамент как есть — полуразутым. И стали думать, как восстановить утраченное.
Конечно же, можно было сделать отливку по фотографиям. Но зачем, когда в мире есть еще два Гаттамелаты, невредимых? — Перед уругвайцами встал вопрос о том, к кому обратиться за помощью: к России или Италии, — рассказывает художник-реставратор высшей категории ГМИИ имени А. С. Пушкина Игорь Бородин. — И они выбрали нас.
Причины Игорь Бородин не объясняет. Думается, дело не только в отличной репутации российских реставраторов, но и в том, что наш Гаттамелата находится в помещении — с ним проще работать. В мае 2021 года сотрудники Департамента культуры муниципалитета Монтевидео связались с Пушкинским музеем и попросили оцифровать некоторые детали статуи — нижнюю часть ног и шпоры.

Сотрудник музея вместе с профильными специалистами сделали трехмерный скан московского экспоната. Руководил группой Олег Синицын — один из ведущих специалистов отдела реставрации и консервации.
— Цифровые файлы отправили в Уругвай, — продолжает Игорь Бородин. — На их основе местные реставраторы провели отливку утраченных деталей.
И вот из Монтевидео пришел фотоотчет. Залитый солнцем перекресток (в Южном полушарии сейчас весна!). Кран поднимает в ослепительно-синее, без единого облачка небо люльку с пожилым сеньором в желтой каске. Бородатый реставратор оказывается вровень с левой ногой Гаттамелаты — Донателло изобразил своего современника одетым не по итальянской моде XV века, а на античный манер, так что вместо сапог на военачальнике сандалии. Крупным планом открытая коробка — новенькие шпоры с шестью зубчиками, ради которых так постарались сотрудники Пушкинского музея. И последний кадр — шпоры устанавливают на место.
КСТАТИ
Памятник Гаттамелате, а точнее, слепки с его головы, — известное пособие для учеников художественных студий и школ. Работа Донателло используется на уроках рисунка. Военачальник изображен с резкими чертами лица: чтобы хорошо передать их на бумаге, надо чувствовать форму, хорошо наносить тон и распределять свет и тень.
ЛЮБОПЫТНО
Статуя Гаттамелаты из ГМИИ имени Пушкина стала одним из героев комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Пожилой следователь Мячиков (Юрий Никулин) собирается вместе с друзьями украсть картину, чтобы потом раскрыть преступление и доказать свою профпригодность. В музее с Мячиковым случается кошмар: в Итальянском дворике оживает статуя Гаттамелатты, и конь пинает в сторону следователя лежащий у копыта шар. Мячиков бросает шар в статую, у всадника на лбу вспухает шишка. Гаттамелата со своим соседом по залу, конным памятником Бартоломео Коллеони, скачут за Мячиковым по коридорам, и в конце концов следователь получает удар копытом.