Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Шпоры для «Пестрой кошки» нашли на Волхонке

Памятник Гаттамелаты в Монтевидео сразу после возвращения на место. Заметно, что шпор нет. Фото: MUSEUMCONSERVATION.RU
Памятник Гаттамелаты в Монтевидео сразу после возвращения на место. Заметно, что шпор нет. Фото: MUSEUMCONSERVATION.RU
Памятник Гаттамелаты в Монтевидео сразу после возвращения на место. Заметно, что шпор нет. Фото: MUSEUMCONSERVATION.RU

На днях в Пушкинский музей (район Хамовники) пришел файл из далекого Монтевидео, столицы Уругвая. На фото конной статуе прилаживают шпоры — а образец, по которому их изготовили, был сделан у нас на Волхонке.

Он жил в Италии XV века — военачальник Эразмо да Нарни, прозванный за коварство и решимость Гаттамелата («Пестрая кошка»). Но сегодня он знаменит не столько своими боевыми успехами, сколько памятником, который ему поставил скульптор Донателло. Эта роскошная конная статуя из бронзы была воздвигнута в 1453 году в городе Падуя на площади Пьяцца дель Санто. Известны и две ее копии в натуральную величину. Одна (это слепок) находится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, посреди Итальянского дворика. Другая копия, бронзовая, с 1963 года стоит в столице Уругвая Монтевидео, в парке Плаза Италия.

В мае 2019 года в Монтевидео стали ремонтировать тоннель под Плаза Италия. Для удобства памятник сняли и отправили в хранилище. А когда полтора года спустя вытащили оттуда — ахнули: какие-то вандалы похитили у Гаттамелаты шпоры.

Бронзового храбреца вернули на постамент как есть — полуразутым. И стали думать, как восстановить утраченное.

Конечно же, можно было сделать отливку по фотографиям. Но зачем, когда в мире есть еще два Гаттамелаты, невредимых?  — Перед уругвайцами встал вопрос о том, к кому обратиться за помощью: к России или Италии, — рассказывает художник-реставратор высшей категории ГМИИ имени А. С. Пушкина Игорь Бородин. — И они выбрали нас.

Причины Игорь Бородин не объясняет. Думается, дело не только в отличной репутации российских реставраторов, но и в том, что наш Гаттамелата находится в помещении — с ним проще работать. В мае 2021 года сотрудники Департамента культуры муниципалитета Монтевидео связались с Пушкинским музеем и попросили оцифровать некоторые детали статуи — нижнюю часть ног и шпоры.

Кадр из фотоотчета, присланного в ГМИИ: а теперь шпоры снова есть!
Кадр из фотоотчета, присланного в ГМИИ: а теперь шпоры снова есть!

Сотрудник музея вместе с профильными специалистами сделали трехмерный скан московского экспоната. Руководил группой Олег Синицын — один из ведущих специалистов отдела реставрации и консервации.

— Цифровые файлы отправили в Уругвай, — продолжает Игорь Бородин. — На их основе местные реставраторы провели отливку утраченных деталей.

И вот из Монтевидео пришел фотоотчет. Залитый солнцем перекресток (в Южном полушарии сейчас весна!). Кран поднимает в ослепительно-синее, без единого облачка небо люльку с пожилым сеньором в желтой каске. Бородатый реставратор оказывается вровень с левой ногой Гаттамелаты — Донателло изобразил своего современника одетым не по итальянской моде XV века, а на античный манер, так что вместо сапог на военачальнике сандалии. Крупным планом открытая коробка — новенькие шпоры с шестью зубчиками, ради которых так постарались сотрудники Пушкинского музея. И последний кадр — шпоры устанавливают на место.

КСТАТИ

Памятник Гаттамелате, а точнее, слепки с его головы, — известное пособие для учеников художественных студий и школ. Работа Донателло используется на уроках рисунка. Военачальник изображен с резкими чертами лица: чтобы хорошо передать их на бумаге, надо чувствовать форму, хорошо наносить тон и распределять свет и тень.

ЛЮБОПЫТНО

Статуя Гаттамелаты из ГМИИ имени Пушкина стала одним из героев комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Пожилой следователь Мячиков (Юрий Никулин) собирается вместе с друзьями украсть картину, чтобы потом раскрыть преступление и доказать свою профпригодность. В музее с Мячиковым случается кошмар: в Итальянском дворике оживает статуя Гаттамелатты, и конь пинает в сторону следователя лежащий у копыта шар. Мячиков бросает шар в статую, у всадника на лбу вспухает шишка. Гаттамелата со своим соседом по залу, конным памятником Бартоломео Коллеони, скачут за Мячиковым по коридорам, и в конце концов следователь получает удар копытом.

Новости партнеров