Скоро в школу: об образовании в центральном округе Москвы
Мы публикуем ответы руководителя Департамента образования города Исаака Калины на вопросы москвичей.
Можно ли перевести все школы города Москвы на пятидневное обучение?
– Если бы я был учеником, проголосовал бы за это раза три. А если бы до сих пор был учителем, то 33 раза проголосовал бы. Другое дело, что школьник успевает отдохнуть с пятницы вечера до примерно 10 утра субботы и ему что-то нужно уже делать, иначе он придумает, что он делать будет, и нам с вами это может не понравиться.
Для того чтобы помочь ему выбрать правильное действие, в прошлом году в городе было запущено несколько системных и очень массовых проектов.
Это в первую очередь проект «Университетские субботы». Мы договорились с ректорами вузов, и более 30 вузов по субботам организовывали посещение своих лабораторий, лекции больших ученых, занятия с нашими ребятами.
Кстати, на многие занятия ходили не только дети, а приходили с ними на лекции и родители. Потому что лекции в самом деле были очень интересные.
Кроме этого, по субботам наши колледжи открыли все свои двери. Поверьте, в наших колледжах для ребят, которые что-то хотят уметь делать своими руками, там просто великолепнейшая атмосфера, обстановка – лаборатории, мастерские. И это все было доступно.
Я уверен, что субботнее время можно будет использовать для своего развития, для повышения своего потенциала, знания, компетенции гораздо с большим успехом, чем 6-й день приходить в одну и ту же школу. Но при этом есть закон и мы его свято соблюдаем, что школа должна сама принять такое решение.
? Можно ли уменьшить количество учебных часов по физической культуре и добавить часы по иностранному и русскому языкам?
– Я думаю, что вопрос малой полезности уроков физической культуры стоит для тех ребят, которые занимаются в спортивных секциях и в спортшколах.
Мы должны, я считаю, открыть страницу классного электронного журнала тренерам спортивных школ и спортивных секций, имеющих аккредитацию в Департаменте физической культуры. И тогда парень, который занимается в спортшколе, мог бы получать свои оценки и проходить курс физической культуры в своей секции, в своей спортивной школе и получать оценки от своего тренера. И так с другими предметами, например, «технологией».
Я думаю, не надо ничего уменьшать, надо рационально выстроить логистику времени каждого ученика. И поверьте, в большой школе, с большим количеством параллельных классов это гораздо легче организовать, чем в школе, где выбора нет.
? Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Мы, учителя 80-х годов, довели ситуацию до необходимости введения ЕГЭ. Где-то в 80-х годах люди перестали верить результатам выпускных экзаменов, потому что их вдруг все стали сдавать успешно.
А раз все смогли на тройки, значит, кто чуть-чуть получше – уже 4, пошли медали. И вступительные экзамены стали такими, что появились объявления: «Готовлю по математике к поступлению в такой-то вуз». Т.е. не к математике, а именно в конкретный вуз, т.е. понятно, что там не только репетиторство, там еще и помощь на экзамене.
Вообще, появилась поговорка в 80-е годы: глупые родители платят репетитору, а умные – экзаменатору. Вот мы с вами довели, к сожалению, ситуацию до того, что ее надо было исправлять. Поэтому была введена технология удаленного и от школ, и от вузов экзамена.
Понятно, что ради этой технологии временно пришлось пожертвовать содержанием заданий. Сегодня эффективность ЕГЭ доказана, и, по-моему, уже нет людей, которые утверждают, что списали на ЕГЭ.
Теперь, конечно, в эту технологию надо аккуратно, медленно и постепенно возвращать классическое содержание заданий.