Следуя традициям дворянства
Музей Тропинина открыл выставку полотен Василия Тропинина из собрания Третьяковской галереи. Одной из главных работ экспозиции стал карандашный набросок музыкального вечера семьи графа Моркова, изображающий отца с дочерьми у фортепиано. Именно этот рисунок навел сотрудников музея на мысль провести выставку в формате домашних салонов XIX века.
В полумраке небольшой, украшенной картинами комнаты гости, облокотившись о фортепиано, тихо беседуют. Гитарист настраивает инструмент: он приготовил программу из хитов европейской музыки позапрошлого века.
Сначала трудно понять, что происходит: то ли художественная выставка, то ли музыкальный вечер. Однако, по словам Ксении Рашковской, ученого секретаря музея Тропинина, именно так выглядели типичные домашние салоны в дворянских домах.
— Эти вечера были настоящим синтезом искусств, — утверждает она. — Образованный дворянин должен был знать языки, уметь петь, играть на музыкальных инструментах, хорошо рисовать. И подобные встречи были отличным поводом продемонстрировать свои умения.
При этом салон порой был и вовсе единственным местом, где можно было таланты предъявить миру, так как среди дворян не было принято заниматься искусством профессионально.
— Видите эту работу кисти Ореста Кипренского? — подводит меня Ксения к одному из полотен. — Это портрет Екатерины Семеновой, русской драматической актрисы и гражданской супруги князя Гагарина. Пара обвенчалась только после того, как у них появились дети. Семенова долго не выходила замуж только потому, что княгине было неприлично выступать со сцены, а свой талант она прятать не хотела.
По словам директора музея Ольги Журавлевой, светские вечера в домашней обстановке предполагали собрание близких по духу людей.
— Очень часто такие салоны становились местом премьеры литературного или музыкального произведения, — добавляет она.
По словам историка Николая Саркисова, после революции традиция домашних салонов никуда не делась. Она просто трансформировалась.
— Целое поколение шестидесятников сформировалось на интеллигентских кухнях, — объясняет он. — Именно там, между плитой и подоконником, после того как самые младшие члены семьи уходили спать, старшие читали стихи и обсуждали запрещенный самиздат, который у каждой мало-мальски приличной семьи хранился на полке между кастрюлями.
На кухнях в середине XX века пели под гитару точно так же, как в свое время в гостиных XIX века. А на стыке XX и XXI столетий эти концерты превратились в квартирники, которые устраивались для друзей бардами и рок-музыкантами. Впрочем, на этом культура домашних вечеров, кажется, окончательно закончилась. Точнее, по словам Саркисова, ушла в онлайн.
— Потребность людей самовыражаться в кругу близких по духу никуда не делась, — уверен историк. — Правда, пресловутый квартирный вопрос ее слегка видоизменил. Сегодня у многих людей нет стабильного пункта прописки, как это было раньше. Люди переезжают с места на место, из страны в страну, снимают квартиры. Единственным островком стабильности, как бы парадоксально это ни звучало, остаются социальные сети. Именно там создаются творческие группы различных направлений. Многие современные художники и музыканты свое первое признание получили именно в таких группах.
Как будет выглядеть досуг горожан еще через 20 лет — предсказать не берется никто: слишком уж быстро меняется мир в последнее время. Но оценить скорость этих изменений может каждый на выставке «Гостеприимство. Домашний салон Москвы XIX века», которая продлится в музее Тропинина до 10 апреля.
Кстати
В феврале в рамках этого проекта в музее Тропинина будут проходить занятия в бесплатном образовательном лектории. Знаменитые музыканты, искусствоведы и культурологи будут рассказывать гостям о роли музыки, различных музыкальных инструментах ХIХ века, а также о традициях домашних салонов.