Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Следы учителя ведут на Восток

Николай Рерих часто обращается в своем творчество к загадочным Гималаям. На фото Светлана Телятникова на фоне картины «КРИШНА». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Николай Рерих часто обращается в своем творчество к загадочным Гималаям. На фото Светлана Телятникова на фоне картины «КРИШНА». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Николай Рерих часто обращается в своем творчество к загадочным Гималаям. На фото Светлана Телятникова на фоне картины «КРИШНА». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Николай Рерих часто обращается в своем творчество к загадочным Гималаям. На фото Светлана Телятникова на фоне картины «КРИШНА». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Новая Третьяковка запустила масштабный проект. Впервые за последние 65 лет у нее открылась необыкновенная экспозиция, посвященная творческому пути самого загадочного русского художника Николая Рериха.

Кроме выставки в залах музея также запланированы лекции, концерты, конференция и даже квесты для детей, на которых можно будет узнать много нового, интересного и полезного. Для самых увлеченных юных искусствоведов на выставке Николая Рериха пройдет Московская олимпиада школьников по истории искусств. Регистрация на нее уже началась.

Портрет Бориса Григорьева. Автор: Николай Рерих
Портрет Бориса Григорьева. Автор: Николай Рерих

Тайные смыслы повсюду

Здесь и самая первая официально признанная картина молодого Рериха «Гонец. «Восстал род на род», и полная тайных смыслов «Тень Учителя. Тибет» уже зрелого мастера, увлекшегося эзотерикой. Известно, что Николай Константинович искал свидетельства путешествий Иисуса Христа по Индии, есть версия, что нашел тому некоторые доказательства. Представ фотографии, литературные и научные статьи из архивов семьи Рерихов помогут в прояснении не только этой тайны. Заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова отметила, что собрать уникальные материалы удалось благодаря помощи разных музеев (всего восемнадцати) и частных коллекционеров.

— В меньшей степени (по сравнению с философским наследием Рериха. — «МЦ») изучен Рерих-художник. Перед нами как художественным музеем стоит задача восстановить равновесие. Сегодня Рерих будет открываться для нас все больше и больше, — рассказала о творческих планах Третьяковки Татьяна Львовна.

Магия красок

Много всего необычного даже в оформлении выставки. Как сказал автор ее дизайн-проекта Евгений Асс, «не сразу найдутся входы и выходы из выставочных залов», архитектурное оформление связано с разделением выставки на русскую и восточную темы.

Первую поместили в квадрат с основанием в виде креста, восточную экспозицию «разворачивает» зал-колесо Сансары. Цветовое решение стен залов выставки созвучно с творческой концепцией Рериха. Как объяснил Евгений Асс, по-рериховски «зеленый цвет отвечает за нервную систему, а фиолетовый апеллирует к мозгу».

Блок, выкрашенный в желтый цвет, напоминает об одеждах тибетских монахов. Немалый вклад Рериха в отечественную науку подчеркивают развешанные по выставочному периметру полотнища с фрагментами из его философских сочинений.

Полотно «Город строят» из невоплощенной серии «Начало Руси. Славяне». Автор: Николай Рерих
Полотно «Город строят» из невоплощенной серии «Начало Руси. Славяне». Автор: Николай Рерих

Дань театру

Интересно продолжают ряд картин древнеславянской тематики эскизы к известным театральным отечественным постановкам: балету «Весна священная» Стравинского, операм «Князь Игорь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, спектаклю по пьесе «Пер Гюнт» Ибсена чеховского МХТ... Как оживали краски Рериха на сцене, можно убедиться, рассмотрев выставленные здесь же некоторые театральные костюмы. Ну а главной сенсацией этого проекта Третьяковской галереи стал, конечно, задник из балета «Половецкие пляски», вывезенного Сергеем Дягилевым в 1909 году в Париж. Площадь задника — 230 квадратных метров, найти место для его размещения было непросто, так же как и стенд для его реставрации в мастерских Третьяковки. По соседству с такой театрально-художественной реликвией вывешены рериховские эскизы и разложены фотографии, иллюстрирующие начавшийся процесс реставрации.

Занавес-задник был найден в одной из частных коллекций в Лондоне в 2019 году. Предположительно, прослужил на сцене не менее 30 лет, объехал весь мир, хранился часто в не самых правильных условиях намотанным на тубус.

Картина «Заморские гости». Автор: Николай Рерих
Картина «Заморские гости». Автор: Николай Рерих

— Это домотканое полотно, сшитое из большого количества кусков. Пока прошли работы по его стабилизации, «залатаны дыры». Вы можете видеть его настоящие краски. Здесь смешанная техника, нет грунта, постараемся все сохранить, — поделилась некоторыми тонкостями реставрационного процесса художник-реставратор высшей категории Третьяковской галереи Александра Орлова.

И, вполне вероятно, в ближайшем будущем нас ждут какие-то новые открытия из мира творчества Николая Рериха. Следующим эстафету празднования его юбилея подхватит санкт-петербургский Эрмитаж.

Принять участие в олимпиаде могут ученики 9–11-х классов, у которых есть аккаунт в Московской электронной школе. Заочный этап продлится до 19 ноября. Очный пройдет в Новой Третьяковке на выставке «Николай Рерих». Победители и призеры олимпиады смогут претендовать на льготы при поступлении в вузы.

Новости партнеров