Сокровища народной памяти
9 мая вся страна отмечает 79 лет со Дня Великой Победы. Прикоснуться к этому празднику можно в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации (ЦМВС РФ, Мещанский район). Корреспондент «МЦ» изучил самые интересные экспонаты.
В Центральном музее Вооруженных сил РФ хранится множество уникальных экспонатов по истории наших Вооруженных сил, в том числе и по Великой Отечественной войне. Тому, кто умеет подмечать детали, они могут рассказать немало интересного о последних днях войны и Великой Победе. Но в этом многообразии легко потеряться. Поэтому специально для корреспондентов нашей газеты экскурсию провела ученый секретарь музея Елена Породина. Вместе мы вошли в Зал Победы. Все здесь пропитано историей. Но особый трепет вызывает огромная экспозиция в центре, над которой возвышается алое знамя.
Судьба Знамени
Конечно, в первую очередь в разговоре о конце войны вспоминается легендарное Знамя Победы. Но далеко не все знают, что им должен был стать не привычный нам стяг. — Идея Знамени Победы появилась еще в 1944 году, тогда его и начали изготавливать, — рассказывает Елена Породина, указывая на роскошное красное полотнище. Оно много больше того, что в итоге было водружено над Рейхстагом. Бархатное. В центре — советский герб, а под ним фраза «Наше дело правое — мы победили»
— Оно изготовлено в традиционном помпезном стиле того времени, — отмечает Елена Александровна. — Но в условиях боевых действий водрузить его над Рейхстагом было практически невозможно. В результате решили сделать Знамя на месте, из подручных средств. Из трофейного сатина нарезали девять полотен, которые сделали по форме и виду похожими на государственный флаг Советского Союза. Сделано их было ровно по количеству стрелковых дивизий 3-й ударной армии, которая сражалась в самом центре Берлина. Было принято решение, что флаг водрузит та, которая раньше доберется до рейхстага. Ею оказалась 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкая стрелковая дивизия, чей штурмовой флаг № 5 и вошел в историю как Знамя Победы. То самое полотнище, водруженное 1 мая 1945 года, передали на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных сил РФ. Здесь же можно посмотреть и на «несостоявшееся» знамя.
— Была попытка пронести Знамя на Параде Победы 24 июня 1945 года, но по решению маршала Жукова от нее отказались, — рассказывает Елена Породина.
— Все потому, что во время репетиции получалось так, что те военнослужащие, которые должны были его нести — Михаил Егоров и Мелитон Кантария, — не выдерживали того темпа, который предлагался в общем марше. К тому времени, когда они оказались в репетиционном процессе, остальные уже целый месяц тренировались. Не зря же у нас сейчас начинают готовиться к параду еще в феврале. Солдатам нужна идеальная строевая подготовка. А эти товарищи тогда возможности тренироваться месяцами не имели.
Ваза Победы
Еще в 1942 году на Дулевском фарфоровом заводе начали изготовление двух больших ваз «Победа». Скульптор — заслуженный художник РСФСР Алексей Сотников. Теперь одну можно увидеть в ЦМВС РФ, а другую — в музее завода. — Казалось бы, до Победы еще далеко, но люди в нее верили, — замечает Елена Породина. Вазы из фаянса состоят из трех ярусов, каждый украшен
сюжетными горельефами. Верхний посвящен победе советского народа над врагом. Средний — мемориальная часть. Навечно в памяти народной останутся имена павших героев — таков был замысел автора. Нижний ярус обрамлен венками, в которых размещены изображения воинов различных родов войск. Фаянсовые солдатики рвутся в бой. Кажется, что даже слышно их боевое «Ура!». Такой эффект получился благодаря тому, что автор вкладывал в свою работу и личные военные переживания. Но главная мысль произведения выражена в надписях: «Да здравствует свобода и независимость нашей Родины!», «Вечная слава павшим героям!»
Разрушенный Берлин не оставили в хаосе
Бои за немецкую столицу были невероятно ожесточенными. Фашисты держались до последнего. Даже когда советские войска заняли позиции вокруг Рейхстага, немцы уходили в подвалы и устраивали постоянные боевые вылазки. Но сопротивление было сломлено, и поздним вечером 8 мая 1945 года в Карлсхорсте — предместье Берлина представители СССР, США, Великобритании и Франции приняли капитуляцию нацистской Германии. В музейной экспозиции представлено несколько уникальных артефактов, например: чернильница и перья, которым был подписан этот документ. После сражений Берлин превратился в пылающие руины, но население не оставили в беде.
— Сразу по завершении боевых действий в Берлине была создана администрация от советского командования, которая регулировала жизнь в городе, — отмечает Елена Породина. Первым советским комендантом города Берлина стал генерал-полковник Николай Берзарин. В витрине — его государственные награды, аккуратно сложенные личные вещи, подарки. Выделяется роскошный портсигар из слоновой кости с портретами великих полководцев Александра Суворова и Михаила Кутузова. Его военачальнику подарили солдаты. Рядом личный пистолет генералполковника. Все это подлинные материалы.
— Советская администрация заботилась о мирных берлинцах, — рассказывает Елена Александровна, демонстрируя архивные фотографии. — Им привозили даже кофе и молоко.
Высшая награда
Один из символов Победы — орден «Победа». — За Великую Отечественную и Вторую мировую этой высшей государственной полководческой награды были удостоены всего шестнадцать человек, одиннадцать из них — советские военачальники, включая Верховного Главнокомандующего, — рассказывает Елена Александровна.
Внимание привлекает экспозиция из десяти шашек советских военачальников, принимавших участие в Параде Победы 1945 года. В центре красуется большой декоративный меч с надписью «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять русская земля». Этот клинок был подарен министру обороны СССР Дмитрию Устинову военным советом Северо-кавказского военного округа. В одной из соседних витрин — проектный мундир генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина. Правда, он его не принял, хотя мундир был шикарно расшит, в традиции формы российской армии XIX века.
— Сталин предпочитал лаконичные френчи, почти никогда не носил свои награды, — Елена Александровна указывает на большую фотографию генералиссимуса. — Поэтому мундир стал музейным экспонатом. И во всем мире он такой один.
Праздничные парады
Главный Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади. По традиции, которая сохранилась и по сей день, парад открывали под звуки фанфар и барабанов юных военных музыкантов. Елена Породина подводит нас к широкой витрине, где представлены те самые инструменты: блестящие фанфары и малые Суворовские барабаны. Именно с ними начала церемониальный марш победителей 2-я Московская военно-музыкальная школа. Парады проходили и в других странах. И их свидетели тоже сохранились в музее. Правда, чтобы их увидеть, пришлось выйти на улицу. Там нас встретил бронекатер БК-433. 3 июня 1945 года он участвовал в Параде Победы в столице Австрии, Вене. Но место в строю победителей пришлось заслужить. Боевое крещение судно получило под командованием лейтенанта Дмитрия Фомина в ноябре-декабре 1943 года в ходе Керченско-Эльтингенской десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов. Экипаж бронекатера артиллерийским огнем потопил две быстроходные десантные баржи противника. Огромные цифры! В них тяжело поверить, пока не увидишь сам корабль. Сейчас мы называем катером небольшие суда на несколько человек. А этот гигант сравним с настоящим поездом. Нашему фотокорреспонденту пришлось помучиться, чтобы уместить его в кадр. Ведь рассмотреть его с одной точки нереально. С апреля 1944 года БК-433 сражался в составе Дунайской военной флотилии под командованием контр-адмирала Сергея Горшкова. Боевую службу славный корабль закончил под Будапештом, перебрасывая через Дунай войска и технику 3-го Украинского фронта. Из бронекатеров, что были построены в 1942–1943 годах в Астрахани, он единственный сохранился в экспозиционном виде. Во многом это заслуга волонтеров, уже седьмой год опекающих технику на открытой площадке музея.
Фрагмент стены
В зале Победы есть и другие уникальные экспонаты. Например, несколько бетонных фрагментов стен Рейхстага. На этих обломках советские солдаты писали свои пожелания потомкам, фамилии и лозунги.
— Штурм Рейхстага, Победа... Столько эмоций, надо было их выплеснуть. Вот они и писали прямо на стенах. В основном свои фамилии, например, в зале есть фрагмент стены с подписью «Сержант Синев дошел до Берлина». Такие «автографы» оказались очень полезны для сохранения исторической памяти о последних днях войны. А вот еще один фрагмент, — Елена Породина показывает массивный кусок бетона с надписью, сделанной черным углем. — «Кремля вам, гадам, не видать, а Рейхстагу капут». Кстати, это свидетельство того, как иностранные слова проникают в наш язык. Ведь могли написать «конец». А написали именно «капут». В центре зала, под Знаменем Победы, лежит бронзовый орел со свастикой в лапах. Он трофейный. Стоял над одним из входов в рейхсканцелярию. Есть кадры кинохроники о том, как советские солдаты сбрасывают его оттуда. Теперь на голове даже видна вмятина от удара.
Навечно в строю
Наше внимание в зале привлекли две мраморные стены, на которых высечены имена героев войны. Над этим списком крупными буквами написано «Навечно в строю». — Это старая традиция, своего рода награда для героя, — заметив наш интерес, рассказывает Елена Породина. — Она появилась во времена Русской императорской армии, в середине XIX века. Первый, кто удостоился чести навечно остаться в строю, — Архип Осипов, герой обороны Черноморской береговой линии, пожертвовавший собой во время обороны Михайловского укрепления в 1840 году. Император Николай I для увековечения памяти о подвиге Архипа Осипова повелел навсегда сохранить его имя в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском». Так было положено начало этой традиции. — Во времена Великой Отечественной войны эту историческую традицию возродили. Правда, за время войны этой чести были удостоены лишь трое, а первым стал Александр Матросов, закрывший своим телом пулемет противника, — продолжает Елена Породина. После войны свыше 300 человек из числа не только Героев Советского Союза были удостоены этой чести. Их фамилии и были выбиты золотом на стенах зала Победы. Традиция «навечно в строю» сохранилась и в наши дни. Экспозиция музея — свидетельство того, что история состоит не из описания крупных событий в учебниках, не из документов и архивов, а из человеческих имен. Из историй людей, которые создавали будущее нашей страны.
КСТАТИ
За все время существования ордена «Победа» дважды его удостоились только три человека: маршалы Георгий Жуков, Александр Василевский и Иосиф Сталин.