Опрос

14 мая 1896 года состоялась последняя коронация императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. А Вы знаете, где сейчас находится Большая императорская корона?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Сокровища народной памяти

24 апреля. Ученый секретарь музея Елена Породина на фоне стяга, который готовился советским командованием на роль Знамени Победы. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
24 апреля. Ученый секретарь музея Елена Породина на фоне стяга, который готовился советским командованием на роль Знамени Победы. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
24 апреля. Ученый секретарь музея Елена Породина на фоне стяга, который готовился советским командованием на роль Знамени Победы. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
24 апреля. Ученый секретарь музея Елена Породина на фоне стяга, который готовился советским командованием на роль Знамени Победы. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

9 мая вся страна отмечает 79 лет со Дня Великой Победы. Прикоснуться к этому празднику можно в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации (ЦМВС РФ, Мещанский район). Корреспондент «МЦ» изучил самые интересные экспонаты.

В Центральном музее Вооруженных сил РФ хранится множество уникальных экспонатов по истории наших Вооруженных сил, в том числе и по Великой Отечественной войне. Тому, кто умеет подмечать детали, они могут рассказать немало интересного о последних днях войны и Великой Победе. Но в этом многообразии легко потеряться. Поэтому специально для корреспондентов нашей газеты экскурсию провела ученый секретарь музея Елена Породина. Вместе мы вошли в Зал Победы. Все здесь пропитано историей. Но особый трепет вызывает огромная экспозиция в центре, над которой возвышается алое знамя.

Судьба Знамени

Единственный в своем роде проектный муЕдинственный в своем роде проектный мундир генералиссимуса Иосифа Сталина, который так и не был принят Верховным Главнокомандующим. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»ндир генералиссимуса Иосифа Сталина, который так и не был принят Верховным Главнокомандующим
Единственный в своем роде проектный мундир генералиссимуса Иосифа Сталина, который так и не был принят Верховным Главнокомандующим. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Конечно, в первую очередь в разговоре о конце войны вспоминается легендарное Знамя Победы. Но далеко не все знают, что им должен был стать не привычный нам стяг. — Идея Знамени Победы появилась еще в 1944 году, тогда его и начали изготавливать, — рассказывает Елена Породина, указывая на роскошное красное полотнище. Оно много больше того, что в итоге было водружено над Рейхстагом. Бархатное. В центре — советский герб, а под ним фраза «Наше дело правое — мы победили»

— Оно изготовлено в традиционном помпезном стиле того времени, — отмечает Елена Александровна. — Но в условиях боевых действий водрузить его над Рейхстагом было практически невозможно. В результате решили сделать Знамя на месте, из подручных средств. Из трофейного сатина нарезали девять полотен, которые сделали по форме и виду похожими на государственный флаг Советского Союза. Сделано их было ровно по количеству стрелковых дивизий 3-й ударной армии, которая сражалась в самом центре Берлина. Было принято решение, что флаг водрузит та, которая раньше доберется до рейхстага. Ею оказалась 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкая стрелковая дивизия, чей штурмовой флаг № 5 и вошел в историю как Знамя Победы. То самое полотнище, водруженное 1 мая 1945 года, передали на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных сил РФ. Здесь же можно посмотреть и на «несостоявшееся» знамя.

— Была попытка пронести Знамя на Параде Победы 24 июня 1945 года, но по решению маршала Жукова от нее отказались, — рассказывает Елена Породина.

— Все потому, что во время репетиции получалось так, что те военнослужащие, которые должны были его нести — Михаил Егоров и Мелитон Кантария, — не выдерживали того темпа, который предлагался в общем марше. К тому времени, когда они оказались в репетиционном процессе, остальные уже целый месяц тренировались. Не зря же у нас сейчас начинают готовиться к параду еще в феврале. Солдатам нужна идеальная строевая подготовка. А эти товарищи тогда возможности тренироваться месяцами не имели.

То самое легендарное Знамя Победы, которое водрузили на Рейхстаг Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
То самое легендарное Знамя Победы, которое водрузили на Рейхстаг Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Ваза Победы

Еще в 1942 году на Дулевском фарфоровом заводе начали изготовление двух больших ваз «Победа». Скульптор — заслуженный художник РСФСР Алексей Сотников. Теперь одну можно увидеть в ЦМВС РФ, а другую — в музее завода. — Казалось бы, до Победы еще далеко, но люди в нее верили, — замечает Елена Породина. Вазы из фаянса состоят из трех ярусов, каждый украшен

сюжетными горельефами. Верхний посвящен победе советского народа над врагом. Средний — мемориальная часть. Навечно в памяти народной останутся имена павших героев — таков был замысел автора. Нижний ярус обрамлен венками, в которых размещены изображения воинов различных родов войск. Фаянсовые солдатики рвутся в бой. Кажется, что даже слышно их боевое «Ура!». Такой эффект получился благодаря тому, что автор вкладывал в свою работу и личные военные переживания. Но главная мысль произведения выражена в надписях: «Да здравствует свобода и независимость нашей Родины!», «Вечная слава павшим героям!»

Бронекатер БК-433 и сейчас смотрится грозно и современно, несмотря на свой почтенный возраст. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Бронекатер БК-433 и сейчас смотрится грозно и современно, несмотря на свой почтенный возраст. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Разрушенный Берлин не оставили в хаосе

Бои за немецкую столицу были невероятно ожесточенными. Фашисты держались до последнего. Даже когда советские войска заняли позиции вокруг Рейхстага, немцы уходили в подвалы и устраивали постоянные боевые вылазки. Но сопротивление было сломлено, и поздним вечером 8 мая 1945 года в Карлсхорсте — предместье Берлина представители СССР, США, Великобритании и Франции приняли капитуляцию нацистской Германии. В музейной экспозиции представлено несколько уникальных артефактов, например: чернильница и перья, которым был подписан этот документ. После сражений Берлин превратился в пылающие руины, но население не оставили в беде.

— Сразу по завершении боевых действий в Берлине была создана администрация от советского командования, которая регулировала жизнь в городе, — отмечает Елена Породина. Первым советским комендантом города Берлина стал генерал-полковник Николай Берзарин. В витрине — его государственные награды, аккуратно сложенные личные вещи, подарки. Выделяется роскошный портсигар из слоновой кости с портретами великих полководцев Александра Суворова и Михаила Кутузова. Его военачальнику подарили солдаты. Рядом личный пистолет генералполковника. Все это подлинные материалы.

— Советская администрация заботилась о мирных берлинцах, — рассказывает Елена Александровна, демонстрируя архивные фотографии. — Им привозили даже кофе и молоко.

Высшая награда

Один из символов Победы — орден «Победа». — За Великую Отечественную и Вторую мировую этой высшей государственной полководческой награды были удостоены всего шестнадцать человек, одиннадцать из них — советские военачальники, включая Верховного Главнокомандующего, — рассказывает Елена Александровна.

Внимание привлекает экспозиция из десяти шашек советских военачальников, принимавших участие в Параде Победы 1945 года. В центре красуется большой декоративный меч с надписью «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять русская земля». Этот клинок был подарен министру обороны СССР Дмитрию Устинову военным советом Северо-кавказского военного округа. В одной из соседних витрин — проектный мундир генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина. Правда, он его не принял, хотя мундир был шикарно расшит, в традиции формы российской армии XIX века.

— Сталин предпочитал лаконичные френчи, почти никогда не носил свои награды, — Елена Александровна указывает на большую фотографию генералиссимуса. — Поэтому мундир стал музейным экспонатом. И во всем мире он такой один.

Праздничные парады

Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Главный Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади. По традиции, которая сохранилась и по сей день, парад открывали под звуки фанфар и барабанов юных военных музыкантов. Елена Породина подводит нас к широкой витрине, где представлены те самые инструменты: блестящие фанфары и малые Суворовские барабаны. Именно с ними начала церемониальный марш победителей 2-я Московская военно-музыкальная школа. Парады проходили и в других странах. И их свидетели тоже сохранились в музее. Правда, чтобы их увидеть, пришлось выйти на улицу. Там нас встретил бронекатер БК-433. 3 июня 1945 года он участвовал в Параде Победы в столице Австрии, Вене. Но место в строю победителей пришлось заслужить. Боевое крещение судно получило под командованием лейтенанта Дмитрия Фомина в ноябре-декабре 1943 года в ходе Керченско-Эльтингенской десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов. Экипаж бронекатера артиллерийским огнем потопил две быстроходные десантные баржи противника. Огромные цифры! В них тяжело поверить, пока не увидишь сам корабль. Сейчас мы называем катером небольшие суда на несколько человек. А этот гигант сравним с настоящим поездом. Нашему фотокорреспонденту пришлось помучиться, чтобы уместить его в кадр. Ведь рассмотреть его с одной точки нереально. С апреля 1944 года БК-433 сражался в составе Дунайской военной флотилии под командованием контр-адмирала Сергея Горшкова. Боевую службу славный корабль закончил под Будапештом, перебрасывая через Дунай войска и технику 3-го Украинского фронта. Из бронекатеров, что были построены в 1942–1943 годах в Астрахани, он единственный сохранился в экспозиционном виде. Во многом это заслуга волонтеров, уже седьмой год опекающих технику на открытой площадке музея.

Фрагмент стены

Фанфары и барабаны, давшие старт Параду Победы 24 июня 1945 года. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Фанфары и барабаны, давшие старт Параду Победы 24 июня 1945 года. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

В зале Победы есть и другие уникальные экспонаты. Например, несколько бетонных фрагментов стен Рейхстага. На этих обломках советские солдаты писали свои пожелания потомкам, фамилии и лозунги.

— Штурм Рейхстага, Победа... Столько эмоций, надо было их выплеснуть. Вот они и писали прямо на стенах. В основном свои фамилии, например, в зале есть фрагмент стены с подписью «Сержант Синев дошел до Берлина». Такие «автографы» оказались очень полезны для сохранения исторической памяти о последних днях войны. А вот еще один фрагмент, — Елена Породина показывает массивный кусок бетона с надписью, сделанной черным углем. — «Кремля вам, гадам, не видать, а Рейхстагу капут». Кстати, это свидетельство того, как иностранные слова проникают в наш язык. Ведь могли написать «конец». А написали именно «капут». В центре зала, под Знаменем Победы, лежит бронзовый орел со свастикой в лапах. Он трофейный. Стоял над одним из входов в рейхсканцелярию. Есть кадры кинохроники о том, как советские солдаты сбрасывают его оттуда. Теперь на голове даже видна вмятина от удара.

Навечно в строю

Наше внимание в зале привлекли две мраморные стены, на которых высечены имена героев войны. Над этим списком крупными буквами написано «Навечно в строю». — Это старая традиция, своего рода награда для героя, — заметив наш интерес, рассказывает Елена Породина. — Она появилась во времена Русской императорской армии, в середине XIX века. Первый, кто удостоился чести навечно остаться в строю, — Архип Осипов, герой обороны Черноморской береговой линии, пожертвовавший собой во время обороны Михайловского укрепления в 1840 году. Император Николай I для увековечения памяти о подвиге Архипа Осипова повелел навсегда сохранить его имя в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском». Так было положено начало этой традиции. — Во времена Великой Отечественной войны эту историческую традицию возродили. Правда, за время войны этой чести были удостоены лишь трое, а первым стал Александр Матросов, закрывший своим телом пулемет противника, — продолжает Елена Породина. После войны свыше 300 человек из числа не только Героев Советского Союза были удостоены этой чести. Их фамилии и были выбиты золотом на стенах зала Победы. Традиция «навечно в строю» сохранилась и в наши дни. Экспозиция музея — свидетельство того, что история состоит не из описания крупных событий в учебниках, не из документов и архивов, а из человеческих имен. Из историй людей, которые создавали будущее нашей страны.

 

КСТАТИ

За все время существования ордена «Победа» дважды его удостоились только три человека: маршалы Георгий Жуков, Александр Василевский и Иосиф Сталин.

Новости партнеров