Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Совершенно секретный поход

Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
2 августа 2020 года. Экскурсовод
Станислав Сазонов показывает экспонаты
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»

9 августа мы отмечаем День воинской славы. Более трехсот лет назад русский флот под командованием Петра I одержал первую победу в Гангутской битве. Уникальные страницы истории хранит Музей морского флота на Большой Ордынке (район Замоскворечье). Там «МЦ» узнала, что воинской славы достойны не только военные моряки.

В музейном здании необычных экспонатов наберется, чтобы написать сотни приключенческих романов. Наш провожатый, художник-реставратор, в недалеком прошлом настоящий морской волк Станислав Сазонов, предлагает сконцентрироваться на экспозиции, посвященной лихим военным 1940-м годам.

— Знакомьтесь — ледокол «А.Микоян», единственный в мире, совершивший кругосветное путешествие, в первый суровый год Великой Отечественной вой ны, — Станислав указывает на прекрасный макет корабля, а затем снимает с деревянного пюпитра стопку литографий.

Вот иллюстрация демонстрирует его боевое снаряжение.

Огненное зарево освещает воду, в которой тонут люди, — еще одна невыдуманная картина из рискованного похода. Первые месяцы своей жизни ледокол участвовал в обороне Одессы как вспомогательный крейсер, поддерживал также огнем своих орудий береговую артиллерию.

Вся его команда состояла из рабочих, его построивших. Свое изделие они знали до мельчайшего винтика и в бою сумели показать все его достоинства. Куда как более трудно выполнимой оказалась задача — добраться до вод советского севера.

— Пробираясь через проливы Босфор и Дарданеллы, капитан уже разоруженного ледокола Сергей Михайлович Сергеев заплатил Турции нефтью трех танкеров. Мимо баз итальянских фашистов, располагавшихся на Родосе, Крите, Лесбосе, в буквальном смысле приходилось пробираться тайком, днем скрываясь за островными скалами, и лишь глубокой ночью пускаясь в плаванье, когда черные клубы из корабельных труб были невидимы, — объясняет экскурсовод. — Все же в районе острова Родос два торпедных катера-разведчика атаковали нашего мирного гиганта.

главного корабельного компаса и рында. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Нактоуз 1932 года для хранения
главного корабельного компаса и рында. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»

Толстые бока ледокола почти не ощутили «укусов» от пулеметов катеров. А в ответ итальянские фашисты получили настоящий водный ураган из противопожарных гидрантов. Врагов попросту смыло в море. От двух торпед, сброшенных на ледокол самолетами, «Микояну» удалось увернуться тоже. Но закрыть баки с соляркой от обстрела с воздуха экипажу не удалось. Пожар на его борту обманул врагов, те, удовлетворенные содеянным, улетели. Тогда ледокол сбросил в воду воспламенившийся груз и спешно продолжил свой опасный круиз.

— В порту Хайфы пришлось понервничать «микояновцам» из-за провокационных действий союзников-англичан. Пока экипаж ремонтировал свой корабль, британцы несколько раз заставляли наших моряков менять место причала. Таким образом они пытались проверить, не подбросили ли диверсанты в порт глубинные мины. Когда же на одну из мин напоролся английский корабль, только наши отважились прийти на помощь терпящим бедствие. За что были сердечно отблагодарены английским командованием. — улыбаясь, рассказывает Станислав.

Еще одна легенда описывает случай, когда, уходя от преследования японских подводных лодок в Индийском океане, экипаж ледокола сумел выстроить свой маршрут в узких скалистых проливах. Англичане отказались выделить лоцмана ему в помощь. Микояновцам помог «выплыть» неизвестно откуда взявшийся дельфин.

От Африки до Америки ледокол добирался сквозь злую непогоду, которая поспособствовала ему в маскировке. И только у северо-американских берегов советский ледокол полностью смог вернуть свою былую военную мощь.

— До бухты Провидения в Анадырском заливе «Микоян» добрался уже без приключений, стал служить провожатым в ледовой обстановке для транспортных кораблей, перевозящих продовольствие с Дальнего Востока в европейскую часть нашей страны, — подводит черту своему рассказу Станислав.

В ответ на вопрос, какие же награды получили отважные мореплаватели, экскурсовод лишь качает головой. Плаванье было настолько засекреченным, что лишь немногие из экипажа были удостоены значка «За дальний поход».

— И этим были страшно горды и они, и их потомки, — разводит руками Станислав Сазонов.

Новости партнеров