Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Совершенно секретный поход

Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
2 августа 2020 года. Экскурсовод
Станислав Сазонов показывает экспонаты
Музея морского флота на улице Большая Ордынка. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»

9 августа мы отмечаем День воинской славы. Более трехсот лет назад русский флот под командованием Петра I одержал первую победу в Гангутской битве. Уникальные страницы истории хранит Музей морского флота на Большой Ордынке (район Замоскворечье). Там «МЦ» узнала, что воинской славы достойны не только военные моряки.

В музейном здании необычных экспонатов наберется, чтобы написать сотни приключенческих романов. Наш провожатый, художник-реставратор, в недалеком прошлом настоящий морской волк Станислав Сазонов, предлагает сконцентрироваться на экспозиции, посвященной лихим военным 1940-м годам.

— Знакомьтесь — ледокол «А.Микоян», единственный в мире, совершивший кругосветное путешествие, в первый суровый год Великой Отечественной вой ны, — Станислав указывает на прекрасный макет корабля, а затем снимает с деревянного пюпитра стопку литографий.

Вот иллюстрация демонстрирует его боевое снаряжение.

Огненное зарево освещает воду, в которой тонут люди, — еще одна невыдуманная картина из рискованного похода. Первые месяцы своей жизни ледокол участвовал в обороне Одессы как вспомогательный крейсер, поддерживал также огнем своих орудий береговую артиллерию.

Вся его команда состояла из рабочих, его построивших. Свое изделие они знали до мельчайшего винтика и в бою сумели показать все его достоинства. Куда как более трудно выполнимой оказалась задача — добраться до вод советского севера.

— Пробираясь через проливы Босфор и Дарданеллы, капитан уже разоруженного ледокола Сергей Михайлович Сергеев заплатил Турции нефтью трех танкеров. Мимо баз итальянских фашистов, располагавшихся на Родосе, Крите, Лесбосе, в буквальном смысле приходилось пробираться тайком, днем скрываясь за островными скалами, и лишь глубокой ночью пускаясь в плаванье, когда черные клубы из корабельных труб были невидимы, — объясняет экскурсовод. — Все же в районе острова Родос два торпедных катера-разведчика атаковали нашего мирного гиганта.

главного корабельного компаса и рында. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»
Нактоуз 1932 года для хранения
главного корабельного компаса и рында. Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»

Толстые бока ледокола почти не ощутили «укусов» от пулеметов катеров. А в ответ итальянские фашисты получили настоящий водный ураган из противопожарных гидрантов. Врагов попросту смыло в море. От двух торпед, сброшенных на ледокол самолетами, «Микояну» удалось увернуться тоже. Но закрыть баки с соляркой от обстрела с воздуха экипажу не удалось. Пожар на его борту обманул врагов, те, удовлетворенные содеянным, улетели. Тогда ледокол сбросил в воду воспламенившийся груз и спешно продолжил свой опасный круиз.

— В порту Хайфы пришлось понервничать «микояновцам» из-за провокационных действий союзников-англичан. Пока экипаж ремонтировал свой корабль, британцы несколько раз заставляли наших моряков менять место причала. Таким образом они пытались проверить, не подбросили ли диверсанты в порт глубинные мины. Когда же на одну из мин напоролся английский корабль, только наши отважились прийти на помощь терпящим бедствие. За что были сердечно отблагодарены английским командованием. — улыбаясь, рассказывает Станислав.

Еще одна легенда описывает случай, когда, уходя от преследования японских подводных лодок в Индийском океане, экипаж ледокола сумел выстроить свой маршрут в узких скалистых проливах. Англичане отказались выделить лоцмана ему в помощь. Микояновцам помог «выплыть» неизвестно откуда взявшийся дельфин.

От Африки до Америки ледокол добирался сквозь злую непогоду, которая поспособствовала ему в маскировке. И только у северо-американских берегов советский ледокол полностью смог вернуть свою былую военную мощь.

— До бухты Провидения в Анадырском заливе «Микоян» добрался уже без приключений, стал служить провожатым в ледовой обстановке для транспортных кораблей, перевозящих продовольствие с Дальнего Востока в европейскую часть нашей страны, — подводит черту своему рассказу Станислав.

В ответ на вопрос, какие же награды получили отважные мореплаватели, экскурсовод лишь качает головой. Плаванье было настолько засекреченным, что лишь немногие из экипажа были удостоены значка «За дальний поход».

— И этим были страшно горды и они, и их потомки, — разводит руками Станислав Сазонов.

Новости партнеров