Современная история Мастера и Маргариты
Это тот самый двор и тот самый дом… где происходили события романа-провидения «Мастер и Маргарита». Нужно вдыхать здешний аромат, впитывать душой эту фантастическую обстановку, и только тогда снизойдет к вам истина. Вы еще не были на Большой Садовой улице, в доме № 10? Именно там в алом брючном костюме, на лестнице, покрытой узорчатым ковром, меня встретила будто сама Маргарита — Наталья Склярова, исполнительный директор Музея-театра «Булгаковский дом».
Но балом правит в этом доме только автор. Он «приходит» сюда регулярно. С ним «деловые переговоры ведет» Наталья Петровна. До 2004 года здесь были одни развалины, даже во двор попасть было невозможно. И когда Наталье Скляровой и директору Николаю Голубеву захотелось восстановить дом Михаила Булгакова, в их жизни стали случаться чудеса.
Он пришел и благословил
— Против этого музея выступали вначале очень многие, не хотели увековечивать память «сатаниста Булгакова». Но нам власти пошли навстречу и предложили взять в аренду помещения, в которых мы с вами сейчас, — рассказывает Наталья. — До нас попасть в музей после шести вечера было нельзя. То есть трудящиеся москвичи оставались за бортом культуры. В мае 2004 года мы открылись, и это стало возможным. Начинается экскурсия. В какой угол музея ни посмотреть, везде сверкают демонические глаза кота Бегемота. На стенах, в нишах, на полках — картины, скульптуры, фигурки, изображающие самого импозантного героя культового произведения. Вот и Наталья Склярова тоже кошатница. Ее домашнего красномраморного мейнкуна зовут Роджер. Только из-за него и еще попугая породы ара Сильвера она в силах оторваться от своего «зазеркального» мира.
— Видите это необычное строение? — обращает внимание Наталья на, по сути, застрявший внутри дома трамвай. Если приглядеться, понимаешь, что это раскрашенный выступ в стене, встроенное дополнительное помещение для некогда существовавшего домоуправления. Булгаков здесь когда-то получал свою прописку. Наталья Склярова предлагает взглянуть и на необычную композицию, сложившуюся у основания стены этой конторки — два натуральных трамвайных рельса и, извините, лежащую на них человеческую голову. — В самом начале нашего обустройства сантехники рыли траншеи, ремонтировали канализацию... и выкопали фрагмент рельсов вместе с этой чугунной головой, — вспоминает моя героиня. — Я утром на работу пришла и обнаружила эти находки прямо у порога дома-музея. То, что фрагмент трамвайных рельсов оказался в земле, особых вопросов не вызвало. Когда-то по Садовому кольцу вблизи у дома бегали те самые знаменитые «аннушки». Необычными были версии о происхождении головы. Кто-то из жильцов соседних домов пытался вспомнить о существовании памятника Илье Пигиту, хозяину этого доходного дома, в котором выпало проживать Булгакову. Иные хотели связать странный артефакт с несколькими историческими личностями. Но вот ведь что интересно: кроме головы, в траншее для канализации ничего иного не обнаружили, ни туловища памятника, ни скульптурных ног, ни рук.
— Не иначе как Михаил Афанасьевич сам помог нам в создании уникальной экспозиции в свою честь. Даже голову Берлиоза доставил, — усмехается Наталья. Оформление музея — это ее заслуга. А мысли, идеи приходили и приходят в голову директору, Николаю Голубеву. За его именем, согласно современному сценарию, скрывается Мастер.
Мир творчества
Все действие здесь расписано главным режиссером — Михаилом Булгаковым. Это понимаешь, когда начинаешь прислушиваться к дому. Здесь хочется творить. И сидя в уютной литературной «кафешке». И следуя лабиринтами выставочных залов, когда неожиданно за книжным шкафом или бюро открываются иные, потайные комнаты. Идешь и уже начинаешь по дороге... придумывать свои мистические истории. Среди прочего любопытнейшего скарба я пытаюсь найти волшебный крем Азазелло. А мой собственный экскурсовод ведет меня все дальше, в глубину этого волнующего таинственного булгаковского мира. За музыкальной комнатой, где звучит Реквием Моцарта, открывается театр. Он был создан чуть позже музея. Театром Наталья Склярова «болела» еще в детстве. Однако смелости не хватило, чтобы выбрать профессию актрисы. Только теперь с приобретением других знаний она отважилась попробовать себя на сцене, пока только на репетициях. В театре в рамках программы «Московское долголетие» работают актерские курсы для москвичей мудрого возраста. Еще один волшебный проект Скляровой — клуб исполнившихся желаний. Эту идею подсказали посетители музея. — Давно еще уборщица стала приносить записки с признаниями в любви неким Сашам, Васям, Катям, Машам, — объясняет Наталья Склярова. — Потом мы выяснили, что посетители нашего музея заметили удивительную особенность. Если они оставляли записки с сокровенными желаниями где-то в укромных музейных уголках, то все, как правило, сбывалось. Так у нас появились свой собственный клуб и почтовый ящик для любви. Исполнительному директору, очень красивой женщине Наталье Скляровой, практически живущей на любимой работе с утра до позднего вечера, никогда не бывает скучно, никогда не становится невмоготу от усталости. Потому что она и есть та самая сегодняшняя настоящая Маргарита. И в этом она сама мне призналась. — Жертвовать собой во имя великой любви к литературе, искусству, единственному человеку, — это мое, — говорит она. — По вечерам, когда уже в музее не остается никого, я обхожу залы, и сам Михаил Афанасьевич нередко желает мне спокойной ночи. И мой Мастер, я это точно знаю, скоро допишет свой восхитительный роман…
КСТАТИ
Сохранение исторических объектов — одно из направлений программы «Мой район». «Булгаковский дом» включает множество площадок — музей, выставочный зал, театр. Гордостью музея стала электронная экспозиция более 500 фотографий и документов, связанных с жизнью и творчеством Булгакова, его рукописей и писем.