Современное творчество в лицах Кавказа: в Artplay открылась выставка «Спустившиеся с гор»
Лезгинка, темпераментные джигиты, величественные горы — это первое, что приходит на ум, когда речь заходит о Кавказе. Отражение духа народов этого региона мы слышим в свойственной для него музыке, ощущаем на вкус в традиционных блюдах, а еще можем увидеть через современное искусство на II Международной биеннале современного искусства Кавказа «Спустившиеся с гор» в Центре дизайна Artplay. Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» отправилась на выставку, где пообщалась с ее организатором — Заирой Астемировой.
Современное искусство — явление понятное далеко не всем. У кого-то оно вызывает множество вопросов, кому-то просто откликается, а кто-то нуждается в разъяснении тех или иных произведений. Но это спорное явление безусловно имеет место быть, заслуживает отдельного внимания. Тем более, когда речь идет о национальном современном искусстве.
По словам организатора и куратора I и II Международной биеннале современного искусства Кавказа, президента Фонда современного искусства Кавказа Заиры Астемировой, главной задачей своего проекта она обозначила налаживание культурного диалога между народами Кавказа и представителями других регионов России.
Эта экспозиция — не просто выставка с картинами на стенах. Это огромная работа организаторов, авторов, которые поставили перед собой задачу показать нетипичное искусство Кавказа, новое, непривычное для нашего глаза.
На сайте выставки есть база, в которой представлены портфолио более чем 185 авторов с Кавказа, из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а еще из-за рубежа. Все творцы ощущают себя сопричастными к культуре Кавказа.
— Тут этническая составляющая не играет роли. Художники-современники умело объединяют актуальные веяния разных культур, благодаря чему эта выставка и приобрела такой масштаб. Это очень многогранная история. Когда затрагивают тему этнической составляющей, мы всегда говорим, что наша цель – позиционировать себя как единое культурное явление, двигаться в направлении сплочения общества, – говорит Заира Астемирова.
Благодаря разным мастерам удалось продемонстрировать особенность всех народов Кавказа, что делает выставку еще более уникальной.
— Мы понимаем, насколько любой автор самодостаточен. Нужно максимально этично проявлять себя по отношению к каждому из творцов, говорить о том, что он имеет возможность показать свое творчество широкой публике.
Среди самых ярких произведений особенно привлекает внимание одна из масштабных инсталляций — «Земля Кавказа». Ее подготовили организаторы выставки. Она обыгрывает форму горы с камнями и землей, привезенными со всех регионов Кавказа, и проекцией на большом экране.
Черкесский художник Зак Кахадо в своей работе тоже использовал землю. На выставке он представил произведение, которое отражает элементы местной культуры, среди которых, например, национальные костюмы.
Классическую живопись и графику разбавляет стрит-арт, видео-арт и проекции. Примечательно, что ознакомиться с работами можно не только визуально. До каждой инсталляции можно прикоснуться.
Также стоит уделить внимание работе 90-х годов ХХ века дагестанской художницы Ирины Гусейновой. В своем произведении «Обереги» она использует песок. Из него и старинных тканей, осколков керамики и гербария Ирина Гусейнова создает коллаж, посвященный воспоминаниям о народной культуре.
— Для меня наша экспозиция – одна цельная любимая картина. Я не раз говорила, что наш проект – это гигантский портрет лица кавказской национальности нового формата, где каждая картинка – это еще один штрих в этом портрете. Этот портрет самый любимый и самый ценный, – говорит Заира Астемирова.
Широкое многообразие работ дополняет книга Камилы Бэнкс «Махачкала». С 2018 года девушка проживала в Махачкале и исследовала местность путем фотографирования городских ландшафтов и представителей различных субкультур. Результатом этого исследования стал проект «Нефоры». В 2022 году в свет вышла книга, в которой собраны лучшие работы. Это уникальное издание стало портретом нового поколения современной Махачкалы.
Отдельное внимание абсолютно точно заслуживает работа «Наследство» Керима Аккизова. Картина выполнена из дерева, стальных скоб, акрила и соли. В своей работе автор представил собственное видение так называемых духовных скреп как формы притяжения, эмоциональной связи семьи, рода и нации. Работа посвящена трагическому периоду в истории балкарского народа — принудительной депортации в Среднюю Азию.
— Это наша вторая экспозиция. К третьей мы планируем издание монографии о Северном Кавказе, куда включим все наши работы и материалы. Третью биеннале посвятим тому, какой будет культура Кавказа в ближайшем будущем.
Увидеть уникальные работы концептуальных художников и в буквальном смысле прикоснуться к прекрасному можно в Artplay до 27 октября включительно. Сразу после Москвы выставку представят публике в Чечне, в обновленном Музее Чеченской Республики. Далее ее увидят в Дагестанском Музее изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой в Махачкале, Музее истории мировых культур и религий в Дербенте и галерее «Экспромт» в Нальчике.